Храм Христа Спасителя - Третьяковская галерея, г. Москва

Храм Христа Спасителя - Третьяковская галерея, г. Москва

29 апреля наши прихожане совершили поездку в Москву, организованную паломническим центром «Исповедник» при храме. Первым местом посещения в столице стал любимый всеми соборный храм Христа Спасителя. Наша тверская группа приняла молитвенное участие в Божественной литургии, по окончании которой все приложились к чтимым святыням, почивающим здесь – это частицы риз Господа и Богородицы, мощи свт. Филарета Московского, гвоздь Креста Господня, частицы мощей святого равноапостольного великого князя Владимира, святого великомученика Феодора Стратилата, великомученицы Евфимии Всехвальной, преподобного Михаила Малеина, Иоанна Крестителя, Василия Великого и глава святителя Григория Богослова, два Смоленских образа Божией Матери, икона святителя Николая из города Бари и другие. В алтаре храма хранятся напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны, а также шесть подлинных отреставрированных полотен художника В.П. Верещагина, однофамильца и выпускника той же имперской академии художеств - Василия Васильевича Верещагина, полотна которого наша группа планировала увидеть в этот день в государственной Третьяковской галере.
 
Следующим местом посещения стала знаменитая «Третьяковка», где наши прихожане увидели редчайшую выставку В.В. Верещагина (1842–1904 гг.) — выдающегося русского живописца, художника-баталиста, историка, исследователя-этнографа, писателя, философа, путешественника и офицера. В Галерее представлена масштабная ретроспектива лучших живописных и графических работ мастера. Состав выставки — около 500 экспонатов: 180 живописных, 120 графических работ, 97 произведений декоративно-прикладного искусства, архивные документы, фотографии. Участники: 19 российских и 1 зарубежный музей, 4 частные коллекции. Произведения демонстрируются сериями, посвященными его походам и путешествиям: Туркестанская, Балканская, Индийская серии, «Русский Север», Японская серия, цикл «Трилогия казней» и «Палестинская серия».
 
Многогранность художника поражает. Это как еще один шаг к познанию искусства. Очень большие залы, высокие потолки и соответствующее освещение - будто бы погружаешься в исторические времена. Подробно и достоверно изображены на картинах представители разных народов: киргизы, индусы, дунгане и т.д. Филигранная техника, свет, тени, великолепные портреты. К каждой картине художник сам придумывал раму, и к каждой - короткие фразы-метафоры. Балканские работы, сколько лет прошло с тех войн, и у каждой картины было желание положить цветы.
 
Серийные экспозиции составлены не только из картин. В «Туркестанской серии» расположены витрины с аутентичными вещами изображенных героев – халаты, тюбетейки, предметы обихода, оружие, и даже деревянные резные врата мавзолея Гур-Эмира, расположенные между картинами «Двери Тимура» и «У дверей мечети». «Японскую серию» сопровождают шелковые кимоно, а серию «1812 года» - манекены в военной форме.
 
На мультимедийных экранах можно увидеть, например, процесс работы художника над картиной или сопоставление картины художника и реальные фотографии его героев, людей и архитектурных произведений. Отдельный раздел – «Документы и фото из личного архива». Внимание привлекают фотографии, сделанные русским офицером 31 марта 1904 года в Порт-Артуре, на них – гибель броненосца «Петропавловск», на борту которого были художник Василий Верещагин и вице-адмирал Степан Макаров… Наша группа покидала музей под большим впечатлением.
 
 
Пресс-служба храма Трех Исповедников
(по отзывам посетителей выставки)