Сущность брака

Вопрос о браке весьма не прост. Учение Церкви о браке многопланово. Есть Священное Писание, есть различные мнения святых отцов, есть канонические правила. Даже один и тот же святой мог радикально менять свою точку зрения. Поэтому-то так по-разному и говорят о браке.

Сущность брака

Суть брака - онтологическое единство супругов. «Брак это прежде всего любовь! Может ли любовь быть следствием грехопадения?». Брак - это духовная единица, единая сущность, содержащая в себе две личности.

Таинство Брака – это единственное Таинство, которое заключается еще до грехопадения человека и реализуется как благодатное Божественное священнодействие. Он есть часть домостроительства, часть плана Бога о человеке. Церковь учит, что брак есть установление Божие. Брак как закон положен в самом устройстве человека: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1. 27). Сам Бог приводит жену к Адаму, и в этом заключается древнейшее Таинство Брака. Именно тогда Бог сочетал жену с мужем по закону и ныне остающемуся в силе. Как сказано: «Первый устроитель Брака есть Творец, сочетавший первозданных людей брачными узами и будущим поколениям давший непререкаемый порядок сожительства, который они должны были чтить как закон Божий. Соединенные же друг с другом «уже не двое, но одна плоть; итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19,6)) (Св. Астерий Амасийский).Первым чудом Христа было претворение воды в вино на браке в Кане Галилейской, что понимается святоотеческой традицией как благословение брачного союза: «Мы утверждаем, что Он (Христос) благословил брак в соответствии с домостроительством, по которому Он стал человеком и пошел… на брачный пир в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11)».(Св. Кирилл Александрийский).

Люди женяться и выходят замуж, потому что «нехорошо быть человеку одному» (Быт.2:18). "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею...".(Быт.1:28). Различие между полами, по учению Церкви - это особый дар Божий людям. Особенности полов не сводятся к физиологическим различиям: «Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении…» (Социальная концепция РПЦ. Х 1).При творении женщины ребро было взято Господом потому что эта кость ближе всего к сердцу и жена создана чтобы знать сердечные желания мужа, быть ему советницей, ближайшим другом. Ева не была создана, как Адам, из праха земного иначе она была бы другой природы. Следовательно, Адам и Ева - одно целое.

По мнению Иоанна Златоуста до грехопадения о браке речи не было "Первозданный жил в раю, а о браке и речи не было. Понадобился ему помощник - и он явился; и при этом брак еще не представлялся необходимым. Его не было бы и доселе, и люди оставались бы без него, живя в раю, как на небе, и наслаждаясь беседою с Богом; плотская похоть, зачатие, болезни чадородия и всякая вообще тленность не имели бы доступа к их душе".

Наличное состояние брака, влияние «кожаных риз»

Брак в том виде в котором он существует на земле можно считать элементом «кожаных риз» и следствием грехопадения. Сам Бог одел человека в «кожаные ризы» (Быт. 3:21). Поскольку Бог не есть Творец зла, от Бога исходит только благо, то и «кожаные ризы» были даны человеку промыслительно, чтобы он смог выжить в своем падшем состоянии и достичь своей цели соединиться со Христом. Неллас Панайотис пишет: «…с одной стороны, кожаные ризы - физиологическое последствие греха, состоящее в замутнении образа и отпадении от того, что согласно природе, возмездие и травма; а с другой - врачевство и благословение, таящее в себе новые возможности, дарованные Богом. Отпавшему от жизни человеку в них подается возможность выжить в смерти, и даже - выжить праведно: так, чтобы постепенно возрасти и вновь обрести полноту жизни и ту красоту, что принадлежит во Христе его естеству.» (Неллас П. Обожение во Христе. Глава II. Кожаные ризы). Проблемы наличного состояния брака не в повреждении брака, не в повреждении плана Господа о нас, а в повреждении нашей природы, нашего познания брака. Апостол Павел пишет: «…хорошо человеку не касаться женщины. Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. <…> Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть [Ему] верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. <…> Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.» (1Кор. 7:1,2,25,26, 38).

Грехопадение прародителей поколебало идеальные основания брака и до пришествия в мир Христа Спасителя институт брака нес в себе печать греховного повреждения. «Согласно христианскому мировоззрению, природа человека, несмотря на то, что онтологически она является благой, есть природа падшая во всей своей целокупности… Любовь и похоть безнадежно смешались и невозможно отделить и изолировать одно от другого… Именно по этой причине Церковь осуждает, как поистине демонические те идеи и направления, которые – в различных комбинациях друг с другом – призывают к половому освобождению» (Прот. Александр Шмеман. Водою и Духом. М., 1993.С.176.) Поэтому можно сказать, что брак в состоянии падшести нашего естества, безусловно некий элемент "кожанных риз" для сдерживания греха и он является школой взаимной любви в идеале. Удастся ли найти свою вторую половину, создать "малую церковь" в семье, прожить всю жизнь душа в душу и воспитать детей с Богом - это и есть сущность брака как "кожаных риз", которые и накладывают определенные ограничения на тех, кто находится в браке.

Кожаные ризы – это «физиологическое последствие греха, состоящее в замутнении образа и отпадении от того, что согласно природе, возмездие и травма», но вместе с тем «врачевство и благословение, таящее в себе новые возможности, дарованные Богом» (Неллас П. Обожение во Христе. Глава I. Образ Божий. Глава II. Кожаные ризы. 3. Двухсторонний характер кожаных риз). Наличие кожаных риз это своего рода крест «добровольного умерщвления природной ограниченности, индивидуальности ради того, чтобы жизнь могла осуществиться как любовь и самоотдача» (прот. Олег Давыденков. Догматическое богословие. Часть 3. Раздел II. 1.2.).

Брак в том виде, в каком мы его знаем теперь, брак падших людей – благословение и наказание одновременно. Супружеское общение рассматривается Церковью, как богоустановленное творческое действие, совершаемое «по образу Божию»и при этом людей, решивших вступить на путь брака, Церковь напутствует мученическим величанием. Однако, когда часто духовная составляющая отсутствует, душевная - нравственно больна, то на одном телесном единении долго брак не просуществует.

Брак сегодня мыслится прежде всего как договор. Это особенно выражено в чинопоследовании, когда священник спрашивает жениха и невесту, желают ли они взять друг друга и не обещались ли кому другому. Если оказывается, что желают и не обещались, тогда просит Господа благословить союз и венчать их. У католиков это выражено еще более явно: жених и невеста перед священником дают обещание, т.е. заключают договор. Оно разрушается в результате грехопадения, когда люди, из-за испорченной природы, перестают друг другу доверять и начинают требовать клятв и договоров. В результате грехопадения любовь между мужчиной и женщиной подменяется страстью, т.е. повреждаются все высокие чувства и ведут ко греху. Поэтому Церковь в таинстве брака призывает к совершенствованию любви и подчеркивает, что муж и жена сливаются в плоть едину, воссоздавая прежнюю райскую гармонию, любовь и полное доверие.

Таким образом, можно сказать, что "кожаные ризы" - это договор, недоверие, страстность, эгоизм и др. поврежденные чувства падшей природы в союзе мужчины и женщины, который коренится в райской жизни и направляется Церковью к созиданию совершенства.

Брак нельзя считать следствием грехопадения

Брак в его наличном состоянии нельзя считать следствием грехопадения, так как из Священного Писания следует, что сущность брака после грехопадения не изменяется. "Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть" (Быт.2:24). Также и Господь Иисус Христос свидетельствует об этом (Мф.19:5-6). . Таким образом, до и после грехопадения Священное Писание говорит о браке в одних и тех же выражениях. Также и апостол Павел уподобляет единство Христа и Церкви брачному союзу. До грехопадения брака не было в том виде, как мы понимаем его теперь. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Будучи сотворен, Адам пребывал в раю, и там не было речи о браке. Он нуждался в помощнике, и он был ему дан. Но тогда даже и не было нужды в браке... Желание полового общения, зачатие, муки чадородия и любая форма тления были чужды их душам». Этот текст почти дословно совпадает с учением святителя Григория Нисского о том, что половой союз, зачатие, рождение и т.д. — это аспекты «кожаных риз», которые даны были человеку после падения. Бог создал человека с душой и телом, т.е. одновременно духовным и материальным, именно это соединение духа, души и тела в Св. Писании называется человеком и соединение мужа и жены на всех трех уровнях является замыслом Божиим о браке "И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка втрое скрученная, нескоро порвется" (Еккл.4:12).

На сколько здешний брак подобен эдемскому? Здесь можно провести аналогию с человеком, как образом Божиим, заложенным в человеке и подобием, которого человеку нужно достичь. Качества брака будут зависеть от качеств самого человека и на сколько человек будет приобретать черты подобия Божия в своей жизни, на столько и брак будет приобретать черты и свойства Божественного единения людей и как бы восходить от причастности кожаным ризам к причастности духа в человеке. Таким образом, любой человеческий брак имеет в себе зерно того, эдемского брака, которое не замедлит прорасти на благодатной почве любви супругов.

ПСТГУ