ПРОСТИТЬ НЕЛЬЗЯ РАЗВЕСТИСЬ

  • Печать

d108e3001a743c3ba79ca00ea762d798 quality 70Xresize crop 1Xallow enlarge 0Xw 750Xh 463


Супружеская измена – это всегда трагедия, приводящая к необратимым последствиям в отношениях мужа и жены. Именно поэтому согласно документу «Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви», неверность одного из супругов является основанием для развода. Как поступить православной женщине, столкнувшейся с изменой мужа: воспользоваться правом, данным ей Церковью, или пытаться сохранить семью?

Честно, не знаю. Убеждена только в двух вещах: во-первых, принимая решение, женщина не должна руководствоваться чувством обиды или желанием кому-то что-то доказать, а, во-вторых, выбор, который в итоге будет ею сделан, должен быть спасительным для обоих, а значит, должен помочь приблизиться к Богу, а не подтолкнуть к еще большим грехам.

***

Две, казалось бы, похожие, но такие разные семейные истории.  

История первая. После 17 лет брака муж изменил жене. Оба хотят сохранить семью. Муж, осознавая совершенный им грех прелюбодеяния, прекратил все отношения с любовницей и на исповеди принес покаяние. Жена, видя раскаяние супруга, пытается найти в себе душевные силы вернуть потерянное доверие.  

История вторая. Супруги живут в браке 12 лет, последние три из которых у мужа есть любовница. Фактически он живет на две семьи, так как «не может определиться», кого любит больше и с кем хочет остаться. Супруг не чувствует за собой греха, и в семейном разладе обвиняет жену. А супруга в первый год плакала, устраивала скандалы, собиралась подать на развод, а потом смирилась, свыклась с ролью обманутой жены. Так и живут, делая вид, что их брак испытывает лишь временные трудности.  

Обе женщины переживают измену мужа и не хотят подавать на развод. Однако, в первом случае сохранить брак стремятся оба супруга, и ради этого каждый готов проделать серьезную духовную работу над собой. Скорее всего, в этой семье будут еще и слезы обиды, и упреки, и боль воспоминаний, но прощение супружеской неверности может принести добрые плоды и помочь супругам встать на путь спасения. Во втором случае, сохранение отношений между супругами в том виде, в котором они находятся уже три года, губительно. Равнодушное отношение жены к распущенному поведению супруга, несколько лет живущему на две семьи, не только не позволяет ему осознать греховность своей жизни и покаяться в ней, но и все больше укореняет его в разврате. Такое молчаливое потворство греху нельзя назвать любовью к запутавшемуся супругу, ведь любящая жена будет желать спасения души супруга, даже если оно возможно только путем развода.

***

Особый трагизм для семьи измена приобретает тогда, когда последствием ее становится рождение ребенка вне брака. Семья – это живой организм, поэтому ответственность за поступки, совершенные одним из ее членов, приходится нести всем. И решиться разделить эту ношу духовной ответственности православной супруге не всегда бывает легко.  

История третья. Супруги в венчаном браке 7 лет. Она узнала о том, что у мужа будет ребенок от другой женщины. Он не хочет уходить из семьи и отрицает свое отцовство. Она же хочет подавать на развод, так как хоть и готова простить измену, но не может смириться с рождением внебрачного ребенка.  

Важно понимать, что Православная Церковь ко всем детям – рожденным в браке или нет – относится одинаково, поэтому греха детей в том, что они родились вне брака не существует. За совершенные грехи родители должны отвечать сами, поэтому признание отцовства и материальное содержание внебрачного ребенка – это та минимальная доля ответственности, которую должен взять на себя мужчина за свой грех. Другое дело, что для женщины жить с мыслью, что у мужа где-то подрастает ребенок, даже если он с ним совсем не общается, нестерпимо больно. Простить такое под силу не многим женам. И даже Господь не требует этого. Возможно, развод в этом случае будет меньшим злом, нежели остаток жизни проведенной в разъедающей душу обиде, скандалах и взаимных упреках. Стоит ли супруге требовать установления отцовства, если муж не отрицает факт измены, но не признает ребенка своим? Наверное, нет. Измена произошла, таинство брака поругано, да и знание – его этот ребенок или нет – решает только юридическую и материальные стороны вопроса, но никак не духовную.  

***

Каждый раз, когда становишься свидетелем распада венчаного брака, хочется что-то предпринять, советом подтолкнуть супругов к размышлению над духовными последствиями их решения. Наверное, это правильно, если видишь, что семья распадается, не выдержав бытовых проблем, или, как принято сейчас говорить, из-за разных взглядов на жизнь и несхожести характеров. Советы со стороны в этом случае могут помочь двум любящим людям начать искать иные пути выхода из семейного кризиса. Но, если причиной распада семьи становится измена одного из супругов и как следствие - рождение ребенка вне брака, наверное, никто кроме священника не в праве давать конкретных советов или убежать супругов сохранить или расторгнуть брак. Как поступить, решать только им двоим.  

Марина Симора
Епархиальная газета «Верхневолжье Православное»,
август 2019