Откуда берется детская лень?

Многие родители сталкиваются с ленью у своего ребенка и задаются вопросом: «Как же с ней бороться?» «Ребенок ничего не хочет делать; его не заставить выполнить элементарную работу по дому; уроки делает только из-под палки; просить о помощи – бесполезно!» – сколько раз мы слышали подобные жалобы и сами сетовали на нерадивость и леность своих детей? По мнению многих, дети совсем не хотят учиться, интересуются только компьютерными играми и зарубежными мультфильмами. Но давайте разберемся, в чем же причина такого массового заражения ленью, особенно в детской среде, и в лени ли вообще здесь дело.

Вы наблюдали за детьми на детской площадке? Там каждый, в зависимости от своего темперамента и особенностей характера, занят делом. И совершенно не создаётся впечатления, что им чего-то не хочется, поражает их упорство. Разве можно заподозрить лень у ребенка, который в десятый раз пытается донести на совочке песок и высыпать его в ведерко? Почему же потом этого же ребенка не заставить вынести мусор или решить задачу по математике? Откуда появляется лень, а точнее кто ее нашим детям прививает? В процессе обучения ребенку нужно помочь увидеть, сколько интересного можно найти в процессе познания окружающего мира уже сейчас. 

Можно много написать теории, но мне бы хотелось указать на причины лени и дать рекомендации по борьбе с ней.

Причины лени:

1. Трудности в усвоении материала. Непонятое правило, пропущенный урок могут стать причиной накопления пробелов в знаниях, которые не дают понять новое. Указания должны быть четкими и понятными для ребенка и обязательно последовательными. Важно отслеживать трудности и оказывать своевременную поддержку.

2. Неуверенность в себе, страх неудачи. Поэтому гораздо важнее уметь похвалить ребенка даже за небольшой, но реальный успех, чем поругать за ошибки и неудачи, часто преувеличенные из-за завышенных требований и неоправданных родительских ожиданий.

3. Индивидуальные особенности, которые предполагают более быстрый или медленный темп работы, включаемости в нее, утомляемость, особенности восприятия материала. Необходимо учесть слабые стороны ребенка и помочь развить сильные.

4. Причинами могут быть и органические нарушения, проблемы со здоровьем, о которых можно проконсультироваться с лечащим врачом.

Для изгнания лени и ее «призраков» психологи предлагают следующие рекомендации родителям:

1. Не нужно придерживать ребенка от каких-то посильных ему дел, жалея малыша - «еще наработается, маленький пока» (тем более, если он сам пытается что-то сделать).

2. Не стоит отбивать ребенку охоту трудиться фразами-установками: «не будешь работать - ничего в жизни не добьешься» - работа не должна представляться ребенку тяжкой каторгой ради заработка без какого-либо удовольствия.

3. Можно объяснить, показать своим примером, что в работе можно самовыражаться и получать удовольствие от результата, а иногда и от самого процесса. Не следует допускать жесткой критики ребенка по результатам любой работы; если нужно сказать, что не так, не оценивайте ребенка, оцените действия, где и что было неверно, будьте терпеливы и спокойны в любом объяснении.

4. Полезно составить для ребенка четкий список обязательных дел, отдыха и его личных занятий (контроль выполнения должен быть постоянным и объективным; хорошо бы посоветоваться с ребенком по распределению этих дел – общее решение имеет бóльший шанс на успех; нужно подчеркнуть, что обязанности есть у всех).

5. Важно приучить делать всё систематически, понемногу, чтобы потом это не нависло целым комом неприятных, невыполненных дел, которые в таком объеме точно не принесут удовольствия. Хорошо бы по каждому заданию выделить для ребенка перспективный практический результат, который его заинтересует.

6. Не стоит диктовать ребенку, что и как ему нужно делать, ведь это лишает его энтузиазма и приводит к пассивности, к тому же это понижает уважение ребенка к себе (если ребенок чего-то не знает, предложите «подсказку»; если не получается что-то, дайте шанс попробовать еще раз).

7. Ребенку нужно дать понять, что в семье, да и в любом общем деле, у каждого есть свои привилегии и обязательства. Каждый должен вносить свой вклад в жизнь и быт семьи. Частой ошибкой заботливых матерей становится взгромождение на себя всех семейных дел, так как «от других не дождешься».

Дети часто ленятся что-то выполнить по поручению и обязательствам. А мы часто ленимся поговорить с ними и заглянуть в их души глубже, более тщательно подойти к воспитанию. Давайте начнем с себя, а там и с детской ленью разобраться быстрее получится.

Боброва Татьяна Александровна,
заведующая Д/с №100 (компенсирующего типа),
практикующий возрастной психолог