Поучение о том, что воспитание детей нужно начинать с самого раннего возраста

Есть ли у тебя чада?
Учи их и с юности нагибай шею их (Сир. 7, 25)

Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли!» и при этом указал ему на небольшое пальмовое дерево, пустившее уже однако глубокие корни. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревце, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.

Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл дастся такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет, так как чему тонкое дерево обучено бывает, к чему привык человек с малых лет, того и дряхлая старость неудобь оставляет. Поэтому Премудрый учит: «есть у тебя дети? Учи их и с юности нагибай шею их».

Немногие родители ныне могут похвалиться, что воспитали детей своих, как бы следовало. У некоторых, даже известных ему благочестивых и добрых родителей, дети оказываются с совсем нежелательным и неожиданным для них характером. Одну из главных причин сего нужно видеть в самих родителях. Многие родители часто бывают или вообще беспечны к религиозно-нравственному воспитанию своих детей, или же до того ослепляются неосмысленною любовью к своим маленьким детям, что ничего не хотят в них видеть нехорошего и бывают глухи к предостережениям со стороны благожелательных людей, не слушаются истины и добрых советов. Когда же затем детские пороки становятся невыносимыми уже и для самих родителей, вот тогда только они начинают подумывать об исправлении своего мальчика или девочки, приступают к воспитанию; но уже слишком поздно. Полезным нахожу уяснить вам, слушатели, что воспитание детей нужно начинать с самого раннего возраста.

Всем известно, как скоро прорастает в земле зерно или посеянное семя. Причины, содействующие его развитию, тотчас начинают оказывать свое влияние. Теплота, влажность почвы пробуждают дремлющий в почве росток, и он показывается наружу. Так и с дитятей, которое является на свет, как зерно, имеющее постепенно расти и расти. Известно, далее, что никогда природа человеческая не развивается так быстро и всесторонне, как в детском возрасте; но никогда также столько не нуждается она в заботливом попечении и уходе, как в первые годы детства. Уже телесный рост идет быстро и сильно, а еще больше душевное развитие. Дитя начинает говорить, у него образуются определенные понятия, оно учится мыслить, думать; воля в нем укрепляется и начинает действовать. Обогащаясь понятиями об окружающих его предметах, оно получает вместе с тем понятия о Боге, о своем назначении, учится различать добро и зло; в нем пробуждается совесть, начинает действовать любовь или ненависть, проявляются чувства чести и стыда. Чтобы дать надлежащее направление развитию в ребенке всех сил, которые возвышают человека до богоподобия, родители должны внимательно следить за нравственным развитием своего дитяти. И так как воспитание имеет двоякую задачу: насаждать добро и искоренять зло, — то они должны начинать это воспитание в самом раннем возрасте.

Но кто же не знает, как многие родители безответно погрешают в этом! Они совсем даже как будто не знают, что дитя можно и должно воспитывать с самого раннего возраста. Никоторые родители, особенно молодые, долго смотрят на дитя, как на игрушку или куклу. Они кормят его, кладут спать, ласкают, играют и шалят с ним, берегут всячески от простуды и пр., а в остальном позволяют ему бегать, ходить и делать, что хочет, если только не беспокоит их своим плачем и ревом. И долго не замечают они, что ненаглядный их «ангел» в сущности — упрямое, капризное, своенравное, необузданное, непослушное, жадное, алчное, злое дитя. Но вот случайно открылись глаза их; тогда они решаются приступить к воспитанию своего баловника! Но, любезные родители, теперь уже слишком поздно; деревцо слишком велико стало.

Другие родители не меньше также погрешают, выходя из ложных, усвоенных в некоторых слоях общества, понятиях о воспитании. Господствующие неправильные понятия, вкоренившись в головы родителей, тем труднее могут быть устранены, что они служат с одной стороны — к оправданию и извинению недостатков и пороков детей, а с другой — к прикрытию их опущений и небрежности в отношении к детям. «Да ведь это дети, - говорят нежные родители, - и разве можно строго смотреть на их недостатки?» Такими и подобными суждениями обыкновенно извиняются все детские проступки. — Конечно, они дети, но что за дети! И что из них будет? Да притом же: дает ли детский или юношеский возраст право на зло? И разумно ли оставлять без внимания злой проступок потому только, что его совершает дитя? Когда в доме начинается пожар, то заметивши его не говорит: «ах, это показался только огонек!» — но изо всех сил взывает о помощи. Неужели же спокойно смотреть нам на детей наших, когда в них начинает пылать огонь страстей, угрожающий временною и вечною им погибелью? «С годами и ум придет, говорят также не совсем умные родители: дитя станет рассуждать и само поймет, что хорошо, что дурно!» — Увы, какое это пагубное заблуждение! Рассудок — обоюдоострый меч: его можно направить к добру и ко злу. И при том познание добра само по себе еще ничего не дает, нужно еще хотеть добра и иметь навык к совершению его. К такому-то навыку с самого детства должен быть направляем человек посредством воспитания, чтобы познанное рассудком добро он делал силою воли. Без надлежащего, с детства начинающегося воспитания, рассудок — очень опасный дар. Замечают, что в тюрьмах и острогах сидит много людей с большим умом; почему же сидят они там? Вероятно, потому, что разум у них прошел с годами!.. О, не думайте, родители, что человек сам по себе бывает добрым и честным. И при большом уме, но без своевременного в детстве доброго воспитания мало добра, так как человек, по свидетельству Слова Божия, от юности склонен ко злу.

Оправдывая недобрые поступки детей и юношей, а также и свое нерадение в воспитании их, беззаботные родители с упреком могут сказать: «нельзя же требовать и ожидать каких-либо добродетелей в детском возрасте!» — Но отчего же и нет? Разве не был в детском и отроческом возрасте дан образ нам, чтобы и мы Ему последовали? Разве не говорится в Евангелии о том, что Господь Иисус Христос в детстве и отрочестве преуспевал в премудрости, и возрасте, и в любви у Бога и людей (Лук. 2, 40: 52)? Разве мало сказано о жизни святых, которые с детства украшались детскими добродетелями, благочестием, послушанием, невинностью? И если Спаситель говорит о детях: «пускайте детей приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие небесное», и еще: «горе тому, кто соблазнит одного из малых сих», т.е. соблазнит на грех, — то следует ли отсюда, что в детях невозможны добродетели? — Нет, Спаситель говорит так потому, что добродетель в детском возрасте бескорыстнее и чище и что Он хочет, чтобы она обитала во всех детских сердцах. Поэтому и говорю я: горе тем родителям, которые беззаботны о насаждении в душах детей своих добрых навыков, доброго нравственного настроения с самого юного их возраста.

Они ответят за это пред Богом. Нет для родителей никакого извинения, если они нерадели о воспитании своих детей. Возможно воспитывать самое маленькое дитя, а потому и должно.

Поэтому вы, родители, и в маленьком дитяти не должны пропускать без внимания никаких проявлений зла; и самое малое дитя имеет уже свои недостатки и пороки — печальное наследство от прародительского греха, — сначала бессознательные, а после и сознательные. Так например, если маленький ребенок знает и скоро это замечает, что криком и плачем своим он может достигнуть того, чего хочет, то кричит до тех пор, пока не получить желаемого, и чем чаще это бывает, тем своевольнее и капризнее он делается. Тоже бывает и со всеми пороками человека, которые в дальнейшей жизни его обнаруживаются во всей своей силе: зародыши их были уже в самом раннем возрасте. Так об одном из самых жесточайших гонителей христиан (Домициане) читаем, что он, еще будучи мальчиком, любил мучить и убивать мух, потом и других животных. Жестокость, значит, была в нем с детства. Поэтому-то и нужно начинать воспитание с раннего возраста. Замечайте склонности дитяти, и что найдете в нем не хорошего, вырывайте добрым воспитанием все недоброе. Садовник своевременно обрезывает на дереве дикие побеги; тоже должны делать и родители в отношении к своим детям. Сердце дитяти можно сравнить с садом, а родителя — с расставленными Богом садовниками, которые с раннего детства должны очищать сад — сердца детей своих — от бурьяну и плевел греха и греховных привычек. А если они будут ожидать, пока зло твердо вкоренится в сердцах, пока детское сердце как бы зарастет пороками, тогда им уже не совладать с этими плевелами. «Ты жалуешься, говорит свт. Иоанн Златоуст, на необузданность своего сына? Ты легко мог обуздать его, когда он был еще очень юн, научить его порядку, приучит к обязанностям и излечить болезнь души его. Когда нива сердца его была более способна к удобрению, тогда ты мог бы повырывать и терние, еще не сильно вкоренившееся; тогда страсти детей нерадением твоим не были бы столь непреодолимы!»

Но действие воспитания должно состоять не только в том, чтобы искоренять в дитяти зло, но и приучать его измлада к добру. К каким добродетелям следует приучать детей, о том речь моя будет в дальнейших проповедях.

Священное Писание указывает основание, почему с самого раннего возраста дети должны быть укрепляемы в добре. Премудрый говорит: «если юноша избрал свой путь, то он не уклонится от него, когда состарится», т.е. если человек еще в юности стал на добрый путь, если еще с детства полюбил добро, то он и в старости не разлюбит его. Эту мысль выражает и народная мудрость: «каков в колыбельке, таков и в могилку».

Помните же родители, слова Премудрого: «если есть у тебя дети, учи их, и с юности нагибай шею их». Не забывайте и сих мудрых слов: «Чесому тонкое детство обучено бывает, того дряхлая старость неудобь оставляет». Аминь.


 

Ириней (Орда), епископ Екатеринбургский и Ирбитский
"Поучения о религиозном воспитании детей"
(Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в г. Москве, 1995 г.)