Как стать родителями святых детей?

Почему наши дети не хотят воцерковляться? Почему после регулярных причастий и посещений воскресных богослужений в отрочестве потом юноши теряют интерес к церкви? Рассуждения о наших родительских ошибках и поведении... над житием преподобных Кирилла и Марии Радонежских - родителей преподобного Сергия Радонежского...

 "Так всякое дерево доброе
приносит и плоды добрые, а худое
дерево приносит и плоды худые"
Мф.7:17
/Игумен русских игуменов, учитель учителей/

Государственники и патриоты видят в преподобном Сергии Радонежском игумена, благословившего Дмитрия Донского на Куликовскую битву, примирителе князей и "собирателя земли Русской"; другие видят смиренного аскета. Однако удивительная исключительность преподобного Сергия не только в контексте истории Русской Православной, но и истории Православия в том, что он стал игуменом игуменов, учителем и наставником целой плеяды монахов учителей и наставников, многие из которых канонизированы как святые. Два десятка личных учеников преподобного стали основателями известных монастырей! Только преподобный Авраамий Галицкий (один из первых учеников и постриженных в монахи) основал четыре монастыря!

В святцах великое множество святых аскетов, которые бегали людей и жили уединенно, они славны не проповедуемым словом, а аскетическими подвигами, много и тех, кто хоть и жил уединенно, но славны наставлениями людей о вере, есть великие богословы и учителя, святители… Но много ли мы знаем угодников, которые смогли создать монашеский университет игуменов, монахов-управленцев, которые смогли в последствии собрать вокруг себя тысячи и тысячи людей, предопределивших историю и культуру России

И как сейчас нам России не хватает таких людей, собирателей и организаторов деятельных братств, кузниц ревностных жнецов, ибо, как и две тысячи лет у нас по-прежнему: "…жатвы много, а делателей мало" (Мф.9:37).

Детское воспитание предопределяет и духовную жизнь

Немало людей полагает, что если ты православный христианин, участвуешь в богослужениях и Таинствах, читаешь Писание, то будешь лучшим мужем, отцом, лучшим ученым или специалистом, работником или директором.

Увы, это не так. Святой Дух не сделал слова пророка и простого пастуха Амоса столь же искусными, как у высокообразованного Исаии. Ближайшие ученики и апостолы Господа были простыми людьми, и, увы, многие из них не оставили после себя ни одного слова. В то время как половину Нового Завета составили послания ревностного Савла, незнавшего лично Христа при Его земной жизни, но получившего тогда лучшее религиозное и светское образование.

Поэтому можно уверенно утверждать, что духовная жизнь человека, его подвиги, служение Богу и ближним в первую очередь предопределяется его психологическими особенностями и воспитанием, полученным в детстве от родителей и образованием, полученным в юношестве.

Жития многих святых не сообщают нам об их родителях, особенностях их жизни и воспитания своих детей. Но именно сейчас для нас, россиян, это актуально. Многих из нас родители не воспитывали в вере, от чего мы не получили так важного опыта воспитания детей в вере и благочестия. Поэтому мы идем труднейшим путем иногда непоправимых ошибок религиозного воспитания своих детей. У скольких из нас выросшие дети не взыскивают Бога: не читают Слово Божие, не молятся, не бывают в Церкви? Чего греха таить – сыновья большинства священников не идут учиться в семинарии.

Как не только спасти себя самого, но воспитать сына или дочь святыми? Попробуем рассуждать об этом над житием родителей великого игумена игуменов. Прославляя преподобного Сергия, почтим благодарной памятью и его родителей. Они стали корнем, давшим миру чудный плод веры и благочестия.

Родители Варфоломея

О родителях Варфоломея, будущего преподобного Сергия Радонежского, известно мало, в том числе и их мирские имена: первый составитель жития преподобного Епифаний Премудрый называл их Кириллом и Марией, однако именно с этими именами они прославлены как святые, будучи в схиме, в миру же у них, вероятно, были другие имена.

Благочестивые супруги принадлежали к знатному, но не богатому боярскому роду. В начале XIV века они жили недалеко от Ростова Великого, в небольшом селении Варницы, где находилось их поместье. Впоследствии на том месте, где, находился дом преподобных Кирилла и Марии, ростовский архимандрит Ефрем основал в 1427 году Варницкий монастырь.

Отец Варфоломея состоял на службе у ростовских удельных князей, и неоднократно сопровождая князей в Золотую Орду. К концу службы он сильно обнищал: для боярина Кирилла служба не была "кормушкой", которую он использовал для обогащения семьи.

Предание указывает, что супруги строго соблюдали все церковные уставы, посты, любили богослужение, заботились о делах милосердия: помогали бедным, принимали странников, раздавали щедрую милостыню. Суете княжеского двора они предпочитали простую уединенную жизнь в своем поместье, не пренебрегали и обычными сельскими трудами.

У них было три сына: Стефан, Варфоломей и Петр. Известна молитва Марии о своих детях: "Господи! Спаси меня, соблюди меня, убогую рабу твою, и младенца этого, которого ношу я во утробе моей, спаси и сохрани! Ты, Господи, охраняющий младенцы, да будет воля Твоя, Господи! И да будет Имя Твое благословенно во веки веков. Аминь".

Своих детей супруги воспитывали в Законе Божием, благочестии и целомудрии. Когда пришло время, боярин Кирилл отдал своих сыновей учиться грамоте.

Окончили свою благочестивую жизнь супруги в трех верстах от Радонежа в Покровском Хотьковом монастыре, который в Московском княжестве в то время был обителью и старцев и стариц. Здесь, приняв сначала монашеский постриг, а затем схиму, преподобные Кирилл и Мария проводили последние годы своей жизни. Есть предположение, что перед смертью они благословили Варфоломея на иноческий.

Отягощенные болезнями и старостью схимники-бояре недолго подвизались в своем новом звании. Около 1337 года они отошли к Господу. Дети похоронили в Покровской обители, которая с того времени сделалась усыпальницей рода Сергиева. Здесь же впоследствии был погребен и их младший сын Петр с супругой Екатериной.

Заботливый сын, преподобный Сергий, уже став известным, заповедал, прежде чем идти к нему в Троицкую обитель, зайти в Покровский монастырь и помолиться об упокоении его родителей. И многие паломники, идущие из Ярославля и Владимира, сначала миновали Троицкий монастырь, чтобы исполнить этот обычай, и потом из Хотькова возвращались к стенам Сергиевой обители.

Трижды молитвами преподобных Кирилла и Марии Хотьков монастырь был избавлен от холеры во время эпидемий в 1771, 1848 и 1871 годах. С конца XVIII века преподобные Кирилл и Мария почитались как местные святые. Летопись Покровского Хотькова монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его святым родителям спасало людей от тяжких недугов.

Часто и сам игумен Сергий приходил в Хотьков монастырь, чтобы помолиться у гроба родителей, поклониться их святым мощам и совершить заупокойное богослужение, поэтому в старину можно было встретить иконы, на которых преподобный Сергий изображен в иерейском облачении, молящимся у гроба своих родителей, с кадилом в руке.

***

Итак, попробуем реконструировать семейную атмосферу, в которой воспитывался Варфоломей.

Добродетели святого семейства

Нелицемерный пример целостного личного благочестия и доброделания

Именно отсутствие этого, целостного личного благочестия - одна из главных причин того, что у нынешних родителей-христиан дети вырастают маловерами. Первые десять лет с начала воцерковления человек считается "новоначальным". Опыт Церкви показывает, что только после 10 – 15 лет при правильно направленной духовной жизни у христианина наступает действительно глубокое и качественное преображение, начинает восстанавливаться целостное мышление и поведение.

До этого же мы живем в некоем раздвоенном состояние, духовной шизофрении (от греческих слов "раскалываю" и "ум"). Зарождающийся новый человек во Христе тянет нас в горнее, декларирует внешним, детям и себе новые заповеди и нравственность, а ветхий отягощает нас ленью к молитве, участию в Литургии, чтению Священного Писания, получению религиозного самообразования. Из ветхого человека все время прорываются гнойники старых и привычных грехов. Чуткая душа детей может воспринимать это не как внутреннею борьбу, а как лицемерие родителей – говорят и учат одного, а поступают по другому и худшему.

Замечу, этой участи не избежал даже апостол Павел: "Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим. 7:15-19).

Изначальная праведность родителей Варфоломея

Увы, многие из нас начинают воцерковляться в зрелой жизни, совершив многие смертные грехи, которые на многие годы накладывают мертвенность на душу человека, прорезают в ней неизгладимые шрамы. Отцы Церкви в прошлом накладывали, например, на блудников 10-летнюю епитимию отлучения от причастия Христовых Таин, а на убийц, в том числе на совершительниц абортов, 15-летнюю епитимию. Подобное многолетнее отлучение от Причастия сейчас воспринимают как некое наказание, сродное наказаниям за преступления в миру, от чего "из жалости" к людям такие епитимии сейчас не применяют.

Между тем это, прежде всего, констатация Церковью того, что совершенный грех на столько-то лет, даже при покаянии человека наносит его душе мертвенность, из-за которой благодать Христовых Таин не усваивается, не дает благодатного плода, но хуже того, может привести к тому, о чем писал апостол: "Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает" (1 Кор. 11:29-30).

Мне лично известны свидетельства людей, которых за блуд не отлучали на 10 лет от Причастия, но они рассказывали, что это Таинство начало давать плод, и их поведение сущностно меняться только после 10 - 12 лет с момента покаяния и прекращения блуда.

Именно это, по моему наблюдению, может быть объяснением того, что одни даже после 5 – 10 лет в Церкви практически качественно не изменяются, другие бывают абсолютны глухи к проповеди и заморожены в богоискательстве.

Не потому ли многие женщины приходят в Церковь в старости, как раз после 15 – 20 лет с момента совершения последнего аборта. А мужчин и вовсе на пересчет (бес в ребро-то бьет, когда седина в бороде появляется)

Не потому ли храмы наши по-прежнему наполнены преимущественно пожилыми людьми, а молодежь в своих смертных греха, прежде всего в блуде, не видит храмов?

Личный пример предельно высшего аскетизма и доброделания

Нет оснований сомневаться, что аскетизм родителей Варфоломея был предельно высоким, что это не просто житийное педагогическое приукрашивание. Если современная женщина носит юбку в пол, то дочь будет носить юбку до колен, если мать носит юбку до колен дочь - уже миниюбку, ну, а если мама носит мини…

Если мы хотим от своих детей, скажем так, "обычного благочестия", родители должны следовать благочестию на уровне подвига. Правильное воспитание детей – это жесточайшая самодисциплина самих родителей. Могут ли родители, необязательно исполняющие пост, через раз и два ходящие на богослужение, ленивые к молитве воспитать двух монахов, любящих пост и молитву, из трех своих сыновей?

Правильная семейная иерархия

Гармоничные дети вырастают именно в семьях, где отец - реальный глава семьи, а жена является смиренным помощником мужу, т.е. тем, кем женщина должна быть изначально по замыслу Бога: "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему" (Быт. 2:18).

При безотцовщине, в семьях, где отец подкаблучник, всячески помыкаемый женою, мальчики имеют множество психологических проблем, плохо социализируются, растут конфликтными или замкнутыми индивидуалистами, плохо уживающимися в коллективах. Если муж реальный авторитет для жены и воспринимается ею как учитель, детям, поначалу более привязанными у матери, ею передается им правильная система иерархии и почтение к отцу. В этом случает они лучше обучаемы, ибо ребенок, воспринимающий с уважением отца как учителя, переносит свое уважение и на других мужчин, способных дать ему знания и мудрость. Кстати, учителями в древности были только мужчины.

Уважающий старших юноша быстро мужает, добивается успехов в карьере. Как бы ни казалось странным, но именно правильная семейная иерархия и почитание отца делает мужчину хорошим организатором и начальником.

Отец-воин, христианин-воин

Мною все более ощущается, что в нашей современной церковной среде все более настойчиво из юношей и мужчин пытаются делать "терпил" в духе "всехлюблюникогонеосуждаю" с псевдосмирением: они молчат и не обличают беззаконие и неправду, они считают себя самыми недостойными, отчего безразличны к карьере, глупы и бесталанны.

Между тем нормальный мужчина – это мужчина-воин во всем, ищущий совершенство.

В посланиях апостола Павла немало воинских образов: "Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых" (Еф. 6:14-18).

Психически здоровый мужчина - это мужчина, стремящийся к совершенству в том, чем он занят. И к этому нас призывает Господь: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5:48) или "… чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу" (Кол.4:12).

Вот истинное смирение, порождающее совершенство:

"С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная: терпение же должно иметь, что испытание вашей веры производит терпение, совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка" (Иак.1:2-4).

"Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным" (1 Кор.9:24-27).

У нас любят толковать о смирении низших перед высшими, но не об этом говорил Господь своим первоверховным ученикам: "Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф. 20:25-28).

Поэтому есть все основания полагать, что стремление к совершенству и истинное мужское смирение - жертвенное служение другим Варфоломей получил от своего отца, как тот самоотверженно служил князю и народу, преподобный Сергий служил братии своего монастыря.

Священник – это лидер, организатор, учитель, мужчина с большой буквы, христианин-воин, который привлекает к себе, прежде всего, других мужчин своей мужественностью и мудростью. Не потому ли так малы наборы семинарии в России, где институт семьи разрушен и царит безотцовщина?

Образование

Одна из главнейших функций и обязанностей мужчины – быть учителем, в первую очередь своей жене и детям, а потом и другим.

Мужчина просто обязан быть умным.

Законодатель и величайший пророк Моисей получил лучшее египетское образование. Так называемые "большие" или "великие" ветхозаветные пророки, оставившие нам многоглавые книги – это образованные люди. И, конечно, вспомним еще раз о высокообразованном апостоле Павле. Великие святители, столпы православного богословия имели прекрасное светское образование.

Боярин Кирилл дал своим трем сыновьям достойное образование, школьное в традиционном понимании и профессиональное. При этом, если бы поначалу неспособный к образованию Варфоломей не стремился к образованию, он и не получил бы чудесным образом способность к обучению.

Тут уместно вспомнить царя Соломона: "…даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим? И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, - вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои; и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои" (3 Цар. 3:9-14).

Пожалуй, это самый лучший гимн образованию! А еще Господь сказал: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся" (Мф.5:6).

Русское монашество времен преподробного Сергия – это монашество, куда уходила после службы элита общества – князья и бояре или их дети. Русское монашество синодального периода - это монашество малообразованных крестьян и купцов. К чему это привело, писал святитель Игнатий Брянчанинов, давая нелестную характеристику монастырям XIX века:

"Рассматривая формулярные списки братии Валаамского монастыря, нашел я в числе 115 братьев: из них только 16 человек грамотны, из сих 16-ти образованный человек только один - иеромонах Аполлос, образованность прочих простирается не далее, как до знания почитывать и пописывать. Прочие 99 братьев или из мещан, или крестьяне, или вольноотпущенные лакеи, имеется отставных солдат 7 человек. Из сего можно заключить о простоте и невежестве, столько натуральных валаамским старцам. Они ревнуют по Православию, требуют для еретиков тюрьмы, цепей, сами возмущаются и возмущают образованных людей, к ним присылаемых, которые, видя их ревность, переходящую в жестокость и неистовство, соблазняются их православием… Сомнение о ереси до того распространилось в ревнителях, что они почитают еретиком всякого брата, занимающегося в келье какими бы то ни было выписками… "Блюди, - говорит Великий Варсонофий некоторому иноку, - да не покажут тебе помыслы твои комара верблюдом и камешка утесом". Сие бы можно было посоветовать и тем семи или осьми валаамским старцам, кои подозревают в ереси игумена" (Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. -М., 2002, -С. 124-127).

Тогда не было академий государственной службы и университетов, поэтому основам боярской службы учил сам отец, и все сыновья помогали ему в службе, включая Варфоломея, которого отец не сразу отпустил из дома. И был Кирилл, думается, очень грамотным боярином. Отцовские управленские знания, во-первых, помогли в организации хозяйства и управления лавры, во-вторых, помогали в общении с князьями и боярами, которые тянулись к преподобному Сергию не только ради его аскетических подвигов, но мудрости, в том числе и "управленческой" мудрости. И не она ли помогала ему в примирении враждующих князей?

***

Многому добродетельному и поучительному можно поучиться у родителей Варфоломея, если рассудительно вчитываться в их жизнь, но перечисленное, пожалуй, главное.

Лучшим выводом будут слова Епифания Премудрого: "Ведь нужно было, чтобы дарован был Сергий Богом многим людям для блага, для спасения и для пользы, и поэтому не пристало такому младенцу от неправедных родиться родителей, и другим, то есть неправедным родителям, не пристало бы родить это дитя. Только тем избранным родителям Бог его даровал, что и случилось: соединилось добро с добром и лучшее с лучшим".

"Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые" (Мф. 7:17). Чтобы стать добрым деревом, нужно воспитывать себя за годы до брака и рождения детей, беречь себя от калечащих душу на многие годы смертных грехов, и, конечно, умножать свои добрые дела.

Кстати, секрет святости семьи преподобного Сергий Радонежского впервые показал христианам римский сотник Италийского полка Корнилий: "благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу" (Деян. 10:2).

Максим Степаненко, сотрудник
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви,
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 22.09.2014.