Адаптация ребёнка к школе

Адаптация ребёнка к школе

Для ребёнка начало обучения в школе знаменует собой совершенно новый жизненный этап, когда его жизнь, как правило, меняется кардинальным образом.

Адаптация – это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. 

Дезадаптация – это нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой.

Периоды адаптации:

Первый период (1- 3 неделя) - Это самый тяжелый период для ребенка. В этот период организм ребенка отвечает на всё новое сильным напряжением всех систем, в результате чего в сентябре ребенок может быть подвержен заболеваниям.

Второй период ( 3-5 неделя) - ребенок находит близкие к оптимальным вариантам реакции на новые условия.

Третий период (5-8 неделя) – это период относительно устойчивого приспособления. В этот период организм ребенка реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

В целом адаптация длится от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Какие признаки тяжелой адаптации вы можете наблюдать у ребёнка:

1. Он резко изменяет своё поведение, например, был холериком, стал флегматиком.

2. Изменилось отношение к школе. Поначалу очень хотел учиться, а теперь ищет различные уловки, чтобы не пойти на занятия.

3. Не любит разговоры о школьной жизни. Вольно или невольно переводит разговор на другие темы.

4. Приходит из школы либо уставшим, либо, наоборот, очень возбуждённым.

5. У него нарушаются сон, аппетит.

6. Стал чаще жаловаться на здоровье (голова, живот болит, тошнит). Часто простывает. Нередко таким способом дети пытаются остаться дома, не ходить в школу.

7. К пятнице настроение у него повышается, тогда как уже вечером в воскресенье или с утра в понедельник оно портится.

8. Становится плаксивым, капризным, раздражительным.

9. Жалуется на плохое отношение к нему в школе - со стороны ребят или учителя.

Чем вы можете помочь ребёнку:

1.Обеспечить ритмичную жизнь и порядок дома (здесь очень важен собственный пример и подражание ему ребенком).

2.Важна теплая, естественная, спокойная манера поведения взрослых дома (без срывов, ссор, повышенного тона).

3.Необходимо на какое-то время продолжение традиционных "детских" ритуалов укладывания, еды, умывания, совместной игры-обнимания, чтения на ночь, которые были приняты в дошкольном детстве ребенка.

4.Снимают напряжение игры с водой, песком, рисование красками (с разрешением пачкания — отсутствием критики или осуждения за испачканную одежду, пол!), изготовление коллажей в "рваной" технике (рвать цветную бумагу, старые журналы и клеить из них картины), спортивные игры на воздухе.

5.Необходимо давать ребенку возможность испытывать время от времени настоящую детскую радость (праздник, театр).

6.Для многих лучше всего снимает напряжение отдых на природе (особенно, труд).

Какие необычные проявления ребенка требуют срочного обращения к специалисту (детскому психологу, неврологу)?

1.Страхи (ночные страхи).

2.Энурез, особенно если перед школой этого уже не было.

3.Грызение ногтей, заикание или подергивание века, лицевых мышц.

4.Ярко выраженная агрессия.

Для того, что бы предупредить дезадаптацию, необходима её профилактика до школы.

Профилактика дезадаптации до школы.

1. Поговорите с ребёнком, ещё до школы о том, как именно он представляет себе свою жизнь в школе. Ответьте на все вопросы, которые его волнуют, включая самые мелкие и незначительные. Причём ответьте честно, вспоминая свой собственный опыт, свои радостные и болезненные переживания, эпизоды из школьной жизни. Не надо рисовать преувеличенно радужные картинки! Ребёнок очень скоро поймёт, что школа — это вовсе не «праздник», а большая работа, требующая физического и психологического напряжения, немалых усилий и самоограничения.

2. Вы самостоятельно можете провести не сложную диагностику ребёнка при помощи психологических тестов, таких как: «Школа зверей», «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква ». Эти тесты вы сможете без проблем отыскать в интернете. По результатам теста, вы сможете самостоятельно определить, на какие проблемные моменты необходимо обратить особенное внимание.

Основные правила, для родителей первоклассника

— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
— Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
— Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
— Признавайте права ребенка на ошибки.
— Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
— Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
— И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Татьяна Боброва, возрастной психолог, г. Тверь