Пасхальный натюрморт

Пасха - самый яркий и торжественный праздник. Именно Христианство придало празднику глубокий смысл и определенную символику. В наше время православная традиция - красить яйца и печь куличи – неотделима от богатого пасхального стола. Поэтому именно в натюрморте можно показать торжественность символизма праздника Пасхи. Так, кулич символизирует Тело Христово, белая шапка - святость и чистоту; яйца символизируют победу жизни над смертью (гроб Спасителя); разноцветье - разнообразие и полноту Даров Святого Духа.

На Светлой Неделе в приходской ИЗО-студии рисовали натюрморт, посвященный теме Светлого Христова Воскресения. Это любимая всеми праздничная композиция: пасхальный кулич, крашеные яйца, букетик вербы, свечи.

Для начала учащиеся определились с понятием натюрморта, как жанра изобразительного искусства, с различными видами этого жанра. Рассмотрели цветные репродукции пасхального натюрморта. Преподаватель студии Рождественская Елена Олеговна провела мини мастер-класс по основам композиционного построения пасхального натюрморта.

Авторские работы в итоге получились разнообразными: графические натюрморты и цветовые композиции в смешанной технике на ½ листа ватмана.

***

Актуальность темы натюрморта такова. С тех пор как возникло искусство, изображение предметов повседневного быта стало обычным делом. Однако до конца XV века эти предметы служили дополнением к религиозным, героическим или мифологическим сюжетам. Первые натюрморты носили символический характер. Мало, кто знает, что в русском искусстве появление натюрморта связано с иконописью. Разнообразные предметы входили в общую композицию, а иногда становились самостоятельной картиной. Например, на обороте иконы Владимирской Божией Матери (XII век), хранящейся в Третьяковской галерее, можно увидеть своеобразный «натюрморт», составленный из культовых вещей, - «Престол и орудия страстей», выполненный неизвестным художником круга Андрея Рублева в начале XV столетия. Но в полном смысле назвать подобные изображения натюрмортом нельзя, так как предметы, представленные на этих картинах, не имели самостоятельного значения и играли роль религиозных символов.

Фотогалерея

Куратор проекта "ИЗО-студия на приходе"
Плаксина Светлана