Ныне Вход Господень славим в город Иерусалим… (по конспекту Потаповской О.М.)

– Всего одна неделя отделяет нас от праздника Святой Пасхи, к которому мы с вами, дети, готовимся. В этот воскресный день Церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье.
 
СЛАЙД
 
Какие же события вспоминаются в этот день?
 
Без малого две тысячи лет назад в весеннем Иерусалиме ждали Христа: придёт ли Он в столицу к празднику ветхозаветной Пасхи? У священников ветхозаветной церкви, полных зависти и злобы ко Христу, было уже решено отыскать и убить Его. Спаситель знал об этом. Он шёл со Своими учениками к Иерусалиму. В небольшом селении у ворот столицы Он велел ученикам найти и привести молодого ослика для того, чтобы въехать на нём в город.
 
СЛАЙД
 
– Как вы думаете, почему Спаситель попросил учеников разыскать для него именно ослика, а не коня?
 
В стране Палестине, где жил Спаситель, было мало коней, и они употреблялись в основном для войны. Для домашних дел и путешествий употреблялись ослы. Сесть на коня – было тогда знаком войны. В мирное время даже цари ездили на осликах. Поэтому Вход Господа в Иерусалим был символом мира: Царь мира въезжал в столицу на осле – символе мира.
 
СЛАЙД
 
Ученики привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Спаситель сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»
 
СЛАЙД
 
Древнее слово «осанна» употреблялось для выражения радости, подобно нынешнему: «Ура!», «Да здравствует!» Приветствие народа означало: «Да здравствует идущий от имени Господа, от Бога посланный!» Причиной такой радости народа при встрече Христа были совершенные Им чудеса: исцеления больных, воскрешение мертвых.
 
СЛАЙДЫ с изображением ЗОЛОТЫХ ВОРОТ ИЕРУСАЛИМА
 
«И когда вошёл Он в Иерусалим, – говорит нам Евангелие, – весь город пришёл в движение». Так велико было впечатление от торжественной встречи Христа.
 
Икона Входа Господня в Иерусалим.
 
СЛАЙД
– Давайте рассмотрим икону праздника.
- Кого вы видите на этой иконе?
– Смотря на икону, расскажите, как встречают Христа люди?
- Почему на иконе изображены люди разного роста?
- Почему дети имеют белые одежды?
-Зачем дети забрались на пальмы?
 
Люди в праздничных одеждах встречают Христа у городских ворот с ветвями финиковых пальм в руках, некоторые дети забрались на дерево и срывают ветки, другие дети постилают эти ветки и свои одежды на дороге перед шагающим осликом.
 
Встречая Спасителя, народ радовался и не знал о тех скорбных событиях, которые должны были вот-вот наступить. Только Самому Богу было открыто грядущее, Он один в ликующем Иерусалиме знал, что вслед за этим днём начнётся неделя Его страданий. Поэтому на иконе мы видим изображение пальмы как прообраза Креста, на котором будет распят Христос. Въезжающий верхом на осле Спаситель благословляет народ, который вышел Его встретить. Сам Христос смотрит на своих учеников – апостолов, потому что им предстоит пройти испытание их веры. Ведь они будут присутствовать при Его крестных страданиях.
 
Евгений Санин
 
Одеждою и пальмами
Украшена дорога.
Какое ликование!
Какая благодать!
Торжественно, со славою
Встречают люди Бога,
Чтобы потом Его...
Распятию предать!
(Подробнее об иконе праздника здесь:
 
В центре иконы — Сам Христос.
 
Он боком сидит на ослике и движением правой руки благословляет вышедших Ему навстречу людей.
 
Слева изображены апостолы, они смущенно переговариваются, не понимая, для чего их Учителю понадобилось так торжественно въезжать в столицу.
 
Справа на иконе — жители Иерусалима и гости, которые прибыли на праздник Пасхи. В руках они держат пальмовые ветви — символ торжества, которыми евреи встречали триумфаторов.
 
В нижней части иконы изображены дети, которые постилают под ноги ослика свои одежды — так евреи встречали помазанников на царство, а Богочеловек, согласно христианскому богословию, является Помазанником на Царство Божие.
 
Елеонская гора
 
Здесь Христос беседует с учениками за несколько дней до ареста (Мф 24), а позднее — вознесется на Небо (Деян 1). Гора на иконе символизирует духовное восхождение апостолов. Кроме того, по отношению к Самому Спасителю гора, как возвышенное место, указывает на Его Божественное схождение на землю ради принесения искупительной жертвы, то есть принятия крестной смерти.
 
Ослик, на котором Христос въехал в Иерусалим, несет в себе сразу несколько символических значений. Так, с одной стороны, он указывает на мирный характер наступающего Царства Божия и кротость Его Царя — Богочеловека. С другой стороны, блаженный Феофилакт Болгарский замечает: «Пророчество Он (то есть Христос. — Ред.) исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же — воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников». То есть святой подчеркивал, что образ оседланного Спасителем ослика указывал на будущее обращение ко Христу язычников.
 
Дети, постилающие одежду в особенно торжественные моменты на пути, по которому идет царь, зафиксирован в Ветхом Завете. Так, например, когда пророк Елисей помазал Ииуя на царство, то его слуги взяли каждый одежду свою, и подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй! (4 Цар 9:13).
 
Пальмовая ветвь для еврейского народа символизировала веселье и торжество. В первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней (Лев 23:40). Когда первосвященник Симон освободил Иерусалим от язычников, то его, как победителя, встретили пальмовыми ветвями (1 Макк 13:51). Именно поэтому праздник Вход Господень в Иерусалим называется еще Пальмовым, или Вербным, воскресеньем (Неделя ваий).
 
– А знаете ли вы, почему праздник Входа Господня в Иерусалим называют еще Вербным воскресеньем?
 
СЛАЙД (финиковая пальма и ее ветви)
 
В Иерусалиме встречали Спасителя как Царя с зелёными ветвями финиковых пальм. У нас в России пальмы не растут, да и листья на других деревьях не успевают обычно распуститься к празднику Входа Господня в Иерусалим. Поэтому пальмовые ветви заменили ветки вербы, которая, не боясь последних весенних морозов, рано выпускает пушистые серёжки.
 
СЛАЙД
 
С букетиками вербных веточек приходят люди в храм в праздник Входа Господня в Иерусалим, стоят на службе с зажжёнными свечами. Потом освящённые веточки приносят домой и хранят их у икон целый год, до следующего Вербного воскресенья.
 
А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и постарайтесь, вспомнив всё, о чем мы говорили с вами на занятии, составить короткий рассказ о событиях Входа Господня в Иерусалим и особенностях празднования этого дня православными людьми.
 
Вербное воскресенье
Мерно пост к концу стремится,
И перед Страстной седмицей
В воскресенье в храм идём,
Вербочки в руках несём.
Вербы в храме освятим,
Дома у икон поставим.
Ныне Вход Господень славим
В город Иерусалим.
Шёл Господь в священный град,
Шёл навстречу муки крестной.
Знал, что будет Он распят,
Знал, что в третий день воскреснет.
(Светлана Высоцкая)
 
В заключительной части занятия дети рассказывают то, что запомнили о празднике Входа Господня в Иерусалим. Потом дети приступают к раскрашиванию рисунка веточки вербы.
 
Шествие на осляти — обряд, который совершался в Русской Церкви на Вербное воскресенье. Это воспоминание о Входе Господнем в Иерусалим. Патриарх садился на ослика и в сопровождении царя, вельмож и народа въезжал в Спасские ворота Кремля. Эта традиция зародилась на Руси в XVI веке. Сегодня подобные шествия совершаются в некоторых епархиях Русской Церкви.
 
Сегодня возле нашего храма тоже можно будет прокатиться верхом на ослике.
Просмотр видео из серии «Жития святых» с 1.15 до 6.24

Презентация


 

 
Преподаватель приходской Воскресной школы для малышей,
матушка Екатерина Кулькова