«Как раньше на Руси учились»

Конспект для малышей приходской ВШ, 9.09.2018 г.

СЛАЙД 1.

Если на деревьях Листья пожелтели,
Если в край далекий
Птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Это время года
Осенью зовется. (М. Ходякова)

- Посмотрите на иллюстрацию. Как по ней можно догадаться, что на ней изображена осень? Сегодня вы шли в храм. Видели ли вы по дороге что-нибудь похожее? Какое интересное событие произошло в начале сентября в жизни многих ребят, постарше вас возрастом?

СЛАЙД 2.

- Осенью многие дети идут в школу. Что они делают в школе? Хотите ли вы в школу?

СЛАЙД 3.

- Можно ли догадаться, что на этом рисунке изображены школьники?

- Что школьники берут с собой в школу? Попробуйте угадать загаданные мною предметы:

*Если ты его заточишь,
Нарисуешь всё,
Что хочешь!
Солнце, море,
Горы, пляж…
Что же это?.. (Карандаш)

* Рисовать плакаты мастер
Яркий, тоненький … (Фломастер)

*Я весь мир слепить готов —
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин —
У меня есть… (Пластилин)
(Источник: https://irinazaytseva.ru/zagadki-o-shkole.html)

- Посмотрите на слайд. На нем изображены те учебные принадлежности, которые часто бывают нужны детям в школе на уроках. Найдите глазами среди них карандаш, фломастер, пластилин.

- Как вы думаете, дети, а раньше, в старину, люди учились? А где?

СЛАЙД 4.

До семи лет детство ребёнка было радостным и беззаботным. В семь лет мальчи¬ков отдавали учиться грамоте, а девочек начинали обучать шить, вышивать, прясть, ткать.

Школа для детей обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок. Как же проходили занятия в те времена? Учитель разрешал ребятам присаживаться на лавку только после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю.

- Как вы думаете, дети, почему иконам нужно кланяться трижды?

- Мы с вами сегодня в первый раз в этом учебном году пришли на занятия. Найдите глазами икону в нашем классе. Кто на ней изображен? Давайте и мы помолимся перед иконой. (Дети с педагогом читают хором молитву «Отче наш»)

- Обратимся снова к иллюстрации. Заметили ли вы, где и как сидят дети? (Синонимия: скамья – лавка) Почему лавки ставили возле окна?

Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок.

Правила были строгие. Какие, узнаем, когда поиграем в игру «Доскажи словечко»:

Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не … (Сорока)

Всё пиши, не отставая,
Слушай … (Не перебивая).

А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (Руку).

Если хочешь отвечать,
Надо руку … (Поднимать)

Если друг стал отвечать,
Не спеши … (Перебивать)

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (Внимательным).

На математике считают,
На перемене … (Отдыхают).

СЛАЙД 5.

В древности тетрадей и ручек не было. Дети писали на восковых дощечках с помощью костяной или деревянной палочки.

СЛАЙД 6.

А еще тетрадку заменяла береста — верхний слой коры берёзы. А чтобы писать на ней, люди смастерили металлические писала.

СЛАЙД 7.

Когда появилась бумага, писать стали гусиными перьями. Их макали в маленькую баночку с черной жидкостью – чернилами. Ученики выводили буквы — аккуратно и внимательно, чтобы не капнула капля чернил и не испортила то, что они написали на бумаге. Кстати, всем нам известный русский поэт А.С.Пушкин тоже писал свои сказки гусиным пером, макая его в чернила. И часто на листах с записями он рисовал небольшие рисунки: скачущего коня, дерево, избушку…

СЛАЙД 8.

- Наши старшие братья и сестры в школу начинают ходить в сентябре, осенью. А в старинные времена было по-другому:учиться шли в школу при храме дети не осенью, а зимой в день памяти пророка Наума – зимой, 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Посмотрим внимательно на икону. Как по ней можно догадаться, что это святой человек? Обратите внимание, что в руках св.Наум держит свернутый лист бумаги. Так на иконах иконописцы изображают пророков. Кто такие пророки?

СЛАЙД 9.

Почему же только зимой? В древние времена народ на Руси работал с самой ранней весны до поздней осени, чтобы прокормить свою семью. Работали все от мала до велика. Но вот пришла зима и урожай уже убран. На улицах и в поле пусто. Тихо и ребятишек не видно. Зимой работы становилось очень мало, и дети учились до весны. Учебный день длился долго. Занятия начинались рано утром и продолжались до самого вечера. Чтобы обучение шло успешно, родители учеников регулярно приносили в школу крупу, муку, дрова, а каждый четверг готовую еду – блины, лепёшки, яйца, куличи. Особенно популярна была каша. Именно с того времени одноклассников стали называть «однокашниками». Какие виды каш вы знаете?

- Когда ученики уставали, им разрешалось побегать по двору. Даже тогда у детей была перемена. Давайте и мы сейчас немного отдохнём.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

СЛАЙД 10.

По окончании школы человек становился грамотным. Его называли грамотеем. Он умел читать книги и переписывать бумаги. Особо усердные ученики становились переписчиками книг. Это была очень почётная профессия, потому что горожане любили книги, а их было в те времена очень мало.

А нашему поколению есть чему у них поучиться:

Во-первых – это аккуратности и внимательности, ведь им приходилось писать чернилами, капли которых при письме могли капнуть и испортить весь текст.

Во-вторых – терпению и выносливости, так как раньше занятия в школе проходили с утра и до вечера.

В-третьих – трудолюбию, ведь наши далёкие сверстники трудились также от зари до зари наравне с родителями.

А самое главное – послушанию и уважительному отношению к взрослым и к своей Родине.


Показ мастер-класса по изготовлению портфеля из бумаги.


Изготовление поделки.


Презентация

Фотогалерея

Шмылева Татьяна Ивановна,
преподаватель средней группы
приходской Воскресной школы