«Как раньше на Руси учились»

Конспект для малышей приходской ВШ, 9.09.2018 г. 
 
СЛАЙД 1.
 
Если на деревьях Листья пожелтели,
Если в край далекий
Птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Это время года
Осенью зовется. (М. Ходякова)
 
- Посмотрите на иллюстрацию. Как по ней можно догадаться, что на ней изображена осень? Сегодня вы шли в храм. Видели ли вы по дороге что-нибудь похожее? Какое интересное событие произошло в начале сентября в жизни многих ребят, постарше вас возрастом?
 
СЛАЙД 2.
 
- Осенью многие дети идут в школу. Что они делают в школе? Хотите ли вы в школу?
 
СЛАЙД 3.
 
- Можно ли догадаться, что на этом рисунке изображены школьники?
 
- Что школьники берут с собой в школу? Попробуйте угадать загаданные мною предметы:
 
*Если ты его заточишь,
Нарисуешь всё,
Что хочешь!
Солнце, море,
Горы, пляж…
Что же это?.. (Карандаш)
 
 
* Рисовать плакаты мастер
Яркий, тоненький … (Фломастер)
 
*Я весь мир слепить готов —
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин —
У меня есть… (Пластилин) ( Источник: https://irinazaytseva.ru/zagadki-o-shkole.html)
 
- Посмотрите на слайд. На нем изображены те учебные принадлежности, которые часто бывают нужны детям в школе на уроках. Найдите глазами среди них карандаш, фломастер, пластилин.
 
- Как вы думаете, дети, а раньше, в старину, люди учились? А где?
 
СЛАЙД 4.
 
До семи лет детство ребёнка было радостным и беззаботным. В семь лет мальчи¬ков отдавали учиться грамоте, а девочек начинали обучать шить, вышивать, прясть, ткать.
 
 
Школа для детей обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок. Как же проходили занятия в те времена? Учитель разрешал ребятам присаживаться на лавку только после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю.
 
- Как вы думаете, дети, почему иконам нужно кланяться трижды?
 
- Мы с вами сегодня в первый раз в этом учебном году пришли на занятия. Найдите глазами икону в нашем классе. Кто на ней изображен? Давайте и мы помолимся перед иконой. (Дети с педагогом читают хором молитву «Отче наш»)
 
- Обратимся снова к иллюстрации. Заметили ли вы, где и как сидят дети? (Синонимия: скамья – лавка) Почему лавки ставили возле окна?
 
Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок.
 
Правила были строгие. Какие, узнаем, когда поиграем в игру «Доскажи словечко»:
 
Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не … (Сорока)
 
Всё пиши, не отставая,
Слушай … (Не перебивая).
 
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (Руку).
 
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (Поднимать)
 
Если друг стал отвечать,
Не спеши … (Перебивать)
 
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (Внимательным).
 
На математике считают,
На перемене … (Отдыхают).
 
СЛАЙД 5.
 
 
В древности тетрадей и ручек не было. Дети писали на восковых дощечках с помощью костяной или деревянной палочки.
 
СЛАЙД 6.
 
А еще тетрадку заменяла береста — верхний слой коры берёзы. А чтобы писать на ней, люди смастерили металлические писала.
 
СЛАЙД 7.
 
 
Когда появилась бумага, писать стали гусиными перьями. Их макали в маленькую баночку с черной жидкостью – чернилами. Ученики выводили буквы — аккуратно и внимательно, чтобы не капнула капля чернил и не испортила то, что они написали на бумаге. Кстати, всем нам известный русский поэт А.С.Пушкин тоже писал свои сказки гусиным пером, макая его в чернила. И часто на листах с записями он рисовал небольшие рисунки: скачущего коня, дерево, избушку…
 
СЛАЙД 8.
 
- Наши старшие братья и сестры в школу начинают ходить в сентябре, осенью. А в старинные времена было по-другому:учиться шли в школу при храме дети не осенью, а зимой в день памяти пророка Наума – зимой, 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Посмотрим внимательно на икону. Как по ней можно догадаться, что это святой человек? Обратите внимание, что в руках св.Наум держит свернутый лист бумаги. Так на иконах иконописцы изображают пророков. Кто такие пророки?
 
СЛАЙД 9.
 
Почему же только зимой? В древние времена народ на Руси работал с самой ранней весны до поздней осени, чтобы прокормить свою семью. Работали все от мала до велика. Но вот пришла зима и урожай уже убран. На улицах и в поле пусто. Тихо и ребятишек не видно. Зимой работы становилось очень мало, и дети учились до весны. Учебный день длился долго. Занятия начинались рано утром и продолжались до самого вечера. Чтобы обучение шло успешно, родители учеников регулярно приносили в школу крупу, муку, дрова, а каждый четверг готовую еду – блины, лепёшки, яйца, куличи. Особенно популярна была каша. Именно с того времени одноклассников стали называть «однокашниками». Какие виды каш вы знаете?
 
- Когда ученики уставали, им разрешалось побегать по двору. Даже тогда у детей была перемена. Давайте и мы сейчас немного отдохнём.
 
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
 
СЛАЙД 10.
 
 
По окончании школы человек становился грамотным. Его называли грамотеем. Он умел читать книги и переписывать бумаги. Особо усердные ученики становились переписчиками книг. Это была очень почётная профессия, потому что горожане любили книги, а их было в те времена очень мало.
 
А нашему поколению есть чему у них поучиться:
 
Во-первых – это аккуратности и внимательности, ведь им приходилось писать чернилами, капли которых при письме могли капнуть и испортить весь текст.
 
Во-вторых – терпению и выносливости, так как раньше занятия в школе проходили с утра и до вечера.
 
В-третьих – трудолюбию, ведь наши далёкие сверстники трудились также от зари до зари наравне с родителями.
 
А самое главное – послушанию и уважительному отношению к взрослым и к своей Родине.
 
 
Изготовление поделки.

Презентация

Фотогалерея

Преподаватель приходской Воскресной школы для малышей,
матушка Екатерина Кулькова