Что такое «дух» в человеке?

В учении о человеческой ипостаси, включающей различные природы, не догматизированы и не осуждены две схемы: дихотомия и трихотомия, поэтому этот вопрос относится к области богословских мнений. Общепринятым в Православии можно считать следующее представление о природе человека: «Cвятые отцы разделялись во мнениях о составе человеческой природы. Одни учили о двухчастности человеческого состава, то есть о том, что человек состоит из души и тела. Другие выделяют в нем три части: дух, душу и тело. Однако между этими двумя мнениями нет противоречия…

Те, кто учил о трехсоставности человеческого естества, на самом деле выделяли в душе человека ее высшую часть и называли ее духом, или умом» (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя «Догматическое богословие», курс лекций, Свято-Троицкая Лавра, 1999). В Священном Писании неоднократно упоминается дух, как составная часть человека, и, по словам прп. Иоанна Дамаскина, «он не есть что-либо отличное от души и подобно ей самостоятельное, а есть высшая сторона той же души; что глаз в теле, то ум в душе» (Православная энциклопедия «Азбука веры». Дух.// http://azbyka.ru/dux). Другими словами духом в человеке называется словесная сила его души, в которой напечатлен образ Божий. Человек – это единство души и тела. «И ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23). И это единство может быть достигнуто посредством Божественной причастности. Так, человеческая природа наполняется Божественной благодатью, составляющей человеческого духа. Можно сказать, что первое предполагает второе. Многие св. отцы схожи во мнении, что душа человека – это дыхание Божие, а значит, Божественная энергия. Если сказать словами свт. Григория Богослова, (признавая, конечно, всю богословскую двусмысленность этого образа), наш дух есть «частица Бога». (Архимандрит Киприан Керн «Антропология св. Григория Паламы», М., «Паломник», 1996). ««Божие дыхание», указывает на модус сотворения человека, в силу которого дух человека тесно связан с благодатью (Божественной энергией) и ею произведен, подобно тому, как движение воздуха, производимое дуновением, содержит в себе это дуновение и от него неотделимо» (Православие и свобода. Протоирей Василий Попов// http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda).

«Благодать Святого Духа проникает в человеческую душу, ибо благодать нетварна. Естественное положение человеческой природы предполагает присутствие нетварной божественной Благодати, которая как бы включена в природу человека, являясь, по выражению старца Иосифа Исихаста, душой его души» (Аскетическое богословие старца Иосифа Ватопедского. http://www.pravoslavie.ru/37073.html/). Естественное состояние человека определяется логосом человеческой природы, созданной в «подобии» Творцу с конечной целью ее обожения. Природа и Благодать предполагают одна другую: устремленность природы к обожению, заданная логосом, может быть реализована только действием Благодати.

Из Священного Писания, мы видим, что человек становится «душею живою» только по вдохновении в ноздри его божественного духа жизни: «...и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Дух жизни становится составляющей человеческой природы, причем, составляющей неотъемлемой: «...скроешь лице Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются…» (Пс. 103:29). Отнятие от человека духа его - это полное разрушение человека, то есть смерть. Поэтому «совершенный человек... состоит из трех - плоти, души и духа: из коих один, т. е. дух, спасает и образует, другая, т. е. плоть, соединяется и образуется, а средняя между этими двумя, т. е. душа, иногда, когда следует духу, возвышается им, иногда же, угождая плоти, ниспадает в земные похотения» (Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. С. 462. Кн. V. Гл. 9, 1.).

И апостол Павел говорит: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога …» (1 Кор. 6:19). По учению святых отцов, дух либо отождествляется с душой согласно евангелисту: «Дух бодр, плоть же немощна» (Мк. 14:38) и апостолу: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26) либо является неким бестелесным «органом» человека или качеством, проявляющим себя в соработничестве душе в деле спасения всего человека, но не являясь душой, как однажды сказал апостол Павел: «…и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока» (1Фес. 5:23). Здесь, человеческий дух – это нетелесная составляющая человека, неотъемлемая часть человеческого естества: «В каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных» (свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться). Человеческий дух есть образ своего Божественного Первообраза, но не тождественен Ему. Человеческий дух тварен и ограничен в отличие от нетварного Духа Божия. «Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им. Более осязательные проявления сих движений жизни духа суть: страх Божий, совесть, жажда Бога» (Свт.Феофан Затворник.Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться).

В завершение вспомним о сотворении Богом человека. В отличие от животного мира, Бог созидает человека по «образу Нашему и по подобию». Появляется человек, о котором сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в него дыхание жизни» (Быт. 2:7). Свт. Григорий Богослов толкует этот текст книги Бытия так: «Слово, взяв часть новосозданной земли, бессмертными руками составило мой образ и уделило ему Своей жизни, потому что послало в него дух, который есть струя неведомого Божества. Так из персти и дыхания создан человек – образ Бессмертного... Посему, как земля, привязан я к здешней жизни и, как частица Божественного, ношу в груди любовь к жизни будущей» (Св. Григорий Богослов, Сл. 7, "О душе", Творения, ч. II, с. 199-200).

Таким образом мы можем увидеть, что дух в человеке это одновременно и составляющая человеческой природы и вместилище Божественной энергии, оживотворяющей человека. Понимание «дыхания жизни» свв. отцами можно сформулировать следующим образом: Своим творческим действием Бог творит из ничего человеческую душу, отличную от Него по сущности, и одновременно сообщает ей Свою благодать. Согласно преп. Иоанну Дамаскину, «Бог сотворил человека... превращающимся в Бога по причастию к божественному озарению, но не переходящим в Божественную сущность» (Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 209. Кн. 2. Гл. 12.) В отличие от нетварного Духа Божьего, человеческий дух тварен и ограничен. По своему существу Дух Божий совершенно отличается от духа человеческого, ибо сама сущность последнего ограничена и конечна. Св. Феофан Затворник говорит, что человеческая духовность есть тварная, ограниченная и конечная духовность. Совершенной духовностью она становится только через соединение с бесконечным, нетварным и неограниченным Духом – Богом.

ПСТГУ ИДО