Церковная иерархия, ее значение в жизни Церкви

1. Вступление. Понятие о Церкви

«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»

(Мф. 16:18)

Основателем христианской Церкви является Сам Господь Иисус Христос. Он есть Глава Церкви, Глава единого духовного тела, состоящего из всех православных христиан, живущих на земле – Церковь земная, и всех усопших в истинной вере и святости, а так же ангелов – Церковь небесная, которое одушевляется Святым Духом. Об этом ясно свидетельствует Священное Писание: Бог«положил... все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1:9-10).

Церковь земная является с одной стороны – «странствующей Церковью», поскольку, по слову ап. Павла, мы «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:14), т.е. должны достичь небесного града Иерусалима – Царствия Небесного, а с другой стороны – «воинствующей Церковью», потому что жизнь христианина есть непрестанная духовная брань против греха (Евр. 12:4) и против «духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12).

Церковь небесная является «Церковью торжествующей» (Евр. 12:23), потому что, в отличие от земной Церкви, которая «воинствует и находится еще в пути» [1], она «торжествует уже победу, достигла отечества и получила награду» [1].

Церковь, в своем земном аспекте, есть Божественное учреждение, имеющее Богом установленную иерархию. Иисус Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова»
(Еф. 4:11-13). Благодаря иерархичному служению в Церкви сохраняется преемственность апостольского учения и благодатное освящение.

2. Богоучрежденная церковная иерархия

Русская Православная Церковь как часть Вселенской Церкви, имеет трехстепенную иерархию, которая возникла на заре христианства. «Священнослужители разделяются на диаконов, пресвитеров и епископов. Лица, находящиеся на двух первых священных степенях, могут принадлежать какк монашествующему (черному), так и к белому (женатому) духовенству» [2].

Диаконы – помощники, присвитер – старший священнослужитель, епископы, именуемы архиереями – являются предстоятелями местной Церкви (епархии).

Первенствующем епископом Русской Православной Церкви является её Предстоятель, носящий титул – Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

В соответствии с мирскими представлениями Святейшего Патриарха называют Главой Церкви. Но по православному вероучению Глава Церкви – это Иисус Христос. Патриарх – это Предстоятель Церкви. Который молитвенно предстоит перед Богом за всю вверенную ему паству.

2.1 Апостолы. Значение апостольского служения в жизни церкви.

Распространение веры

Как в человеческом теле разные органы имеют разные предназначения, но все действуют в гармонии на благо всего тела, так установил (сие) Господь и в Церкви, которая есть тело Его (в ней же есть) разные члены, выполняющие разные служения. Прежде других стоят Апостолы, которым вверено не только одно достоинство, но и все виды достоинств, не только одно служение, но и все роды служений и не только один дар, но и все дары благодати. Великих Апостолов было двенадцать и тринадцатый- апостол Павел, а малых Апостолов было семьдесят. Апостолы были одновременно… и посланниками, и пророками, и благовестниками, и пастырями, и учителями [3]. На апостольское служение может поставить только Сам Бог через Своего Сына: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал…» (Иоан 15:16). Именно поэтому восполнение апостольского лика происходит с помощью жребия, подтверждающего избрание апостола Самим Господом (Деян 1:24). Каждый апостол - личный посланник Господа, поэтому ап. Павел подчеркивает высоту и исключительность своего служения в Церкви как полученного от Отца через Иисуса Христа (Гал 1:1). Избрание в Апостолы имеет основание в вечных планах, предрешенных «прежде создания мира» (Евр 1:4). Кроме ап. Павла, предызбранного от «утробы матери» (Гал 1:15), пример такого предначертательного призвания дает рассказ о встрече Господа с Нафанаилом: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя» (Ин 1:48) [4]. По каким качествам Господь выбирает себе учеников? Нафанаила – по отсутствию в нем лукавства (Иоан.1:47), по простоте и ясности души, по послушанию и способности слышать слово Божие, знать Божественную волю, что видно из Священного Писания [4].

Вместе с тем, призвание к апостольскому служению требует и своего «восполнения» - освящения Св. Духом. Еще до Своего вознесения Спаситель дал ученикам обетование послать от Отца Духа - Утешителя, Который их «научит… всему и напомнит… все» (Иоан 14:26), что говорил Сам Господь: «вы приимите силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян 1:8;13:3). Это исполнилось в событии Пятидесятницы. Книга Деяний показывает, как Святой Дух участвовал в деле распространения Евангелия, руководил в апостольской проповеди, избирая Апостолов на то или иное дело (Деян 13:2), наставляя и укрепляя их (Деян 15:28), определяя направление миссионерских путешествий (Деян 16:7). Апостольское служение не ограничено определенным местом в соработничестве Христу в деле устроения Церкви. Апостолы сравниваются с основанием церковного здания (1 Кор.3:10-11). Как «очевидцы Слова», Апостолы должны были стать свидетелями того, что сами видели (1 Иоан 1:1). Апостол Павел говорит об апостольской проповеди как о своей «необходимой обязанности» и «вверенном ему служении» (1 Кор 9: 16-17). По словам апостола язы́ков, центром апостольского благовестия является «слово о Кресте» (1 Кор 1: 18) и слово о Воскресшем Господе (1 Кор 15:14-15). Неотъемлемой частью апостольства является учительство (Мф 28:19), совершение таинств и богослужений: крещение (Мф 28:19; Иоан 4:2; 1 Кор 1:14.16), преломление Хлеб в Евхаристии (Деян 2:42; 20: 11), рукоположение (Деян 14:23; 2 Тим 1. 6). Им дана власть «вязать» и «разрешать» грехи (Мф 18:18). Апостольское служение предполагало полную преданность воле Божией, готовность на страдание ради Христа и даже отдать свою жизнь (Мф 10:16-23; 20: 22-23). Апостол Павел также говорит о ежечасных бедствиях, сопровождающих его служение (1 Кор 15:31). Апостольство, будучи послушанием и служением Господу, в отношении ко всем христианам первенствующей Церкви представляло собой особую власть. Она проявлялась прежде всего в пастырстве и чудотворении. Пастырская власть вручена Апостолам Спасителем для управления Церковью Божией. Слова Христа «паси агнцев Моих» (Иоан 2:15) обращены непосредственно к ап. Петру, но содержат повеление всем Апостолам. Важнейшая прерогатива пастырской власти «вязать» и «разрешать» дана была сначала ап. Петру (Мф 16:19), а потом и остальным ученикам (Мф 18:18). Природу власти Апостолов над созданными ими Церквами раскрывают послания ап. Павла, где указывается на ее Божественный источник (2 Кор 13:10). С другой стороны, Апостолы ощущают себя отцами Церквей, которые они «родили во Христе» (1 Кор 4:15).

Особым видом власти Апостолов была данная им вместе с апостольским званием сила творить чудеса (Мф 10:8; Лк 9:2.6; 10:1.19), которые свидетельствовали о Божественном характере проповедуемого учения и была могучим средством обращения народов. «Не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия»,- пишет ап. Павел (Рим 15:18-19). «Знамения, чудеса и силы» он называет отличительными признаками апостола (2 Кор 12:12).

Особым делом Апостолов, возложенным на них Господом, было запечатлеть жизнь, дела и учение Иисуса Христа и передать это знание в различных формах всей Церкви. Будучи свидетелями Слова, они составили книги, принятые Церковью как священные (2 Петр 3:16) и ставшие основанием христианской веры и жизни. Помимо канонических текстов, включенных в состав Нового Завета, Апостолам приписывают ряд апокрифических евангелий, посланий и откровений. Церковь хранит полноту апостольского предания. Богодухновенные писания Апостолов вместе с основанием ими Церкви являются одной из причин, почему Никео-Константинопольский Символ веры называет одним из существенных свойств Церкви ее апостольство. Церковь признает за апостольским преданием непререкаемый догматический и учительный авторитет. Соборные определения предписывают: «Хранити неприкосновенну нововведениям и изменениям веру, преданную нам от самовидцев и служителей Слова, богоизбранных апостолов» (VI Всел. 1) [5]

К числу святых, много трудившихся в благовествовании Христовом в первые времена Церкви вместе с апостолами и, подобно им просветивших святой верой различные страны, относятся и св. жены, проповедовавшие Евангелие, во главе которых стоит Сама Пресвятая Богоматерь. К апостольскому подвигу Церковь приравняла подвиг ряда святых, потрудившихся в распространении Евангелия – святых, не только обративших к вере целые народы, но и «пересадивших» христианство на почву другой культуры или создавших условия для ее воцерковления. Этих святых почитают как равноапостольных, а иногда прямо называют апостолами того или иного края. Это св. равноапостольные Мария Магдалина и Фекла, Константин и Елена, Владимир и Ольга, Нина – просветительница Грузии, Кирилл и Мефодий, свт. Николай Японский, свт. Иннокентий (Вениаминов) – апостол Сибири, сщмч. Косма Этолийский, апостол Ирландии свт. Патрик и другие. Духовно-нравственный пример, явленный святыми, почитаемыми в лике равноапостольных, состоит в том, что свидетельство миру о воплотившемся Спасителе, пострадавшем и воскресшем ради спасения всего человечества, является долгом каждого христианина, члена Церкви Христовой [6].

2.2 Епископы. Обязанности и полномочия в зависимости от уровня на иерархической лестнице

«Епископы — непосредственные преемники и продолжатели служения апостолов» [7]. Названия «епископ», «пресвитер» и «диакон» встречаются в новозаветных канонических книгах. Однако там где говорится «епископ» можно предположить, что это название равносильно «пресвитер». Например в (1 Тим.4:14) указано, что некоторые пресвитеры рукополагали, а это является признаком епископского сана. Восточные отцы, занимающиеся толкованием и описанием раннехристианской церкви сходятся в одном: «если и допускают мысль о тождестве епископов-пресвитеров, то лишь в названии. По сущности - епископы и пресвитеры, были тогда различны» [8]. Достоверные исторические данные указывают, что во II веке существовало строгое деление на епископов, пресвитеров, клира и мирян.

Апостолы поставляли в городах, лежавших на пути их проповедничества, епископов как глав новых христианских общин. Епископу давалась власть совершения таинств, суда над недостойными членами церковной общины и произнесения проповеди. Поскольку евангельская проповедь направлялась из центральных городов вглубь страны, то многие провинциальные церкви состояли в филиальном отношении к епископу главного города. Таким образом, рождались отношения зависимости сначала нравственной, затем административной. Епископы главных городов начали именоваться митрополитами.

В апостольских посланиях и на первых Вселенских соборах определены нормы о поставлении епископов, их управлении епархиями, а также о взаимоотношениях со своими собратьями. Так, поставление епископа происходит по соборному решению при участии первого епископа Поместной Церкви (I Вс. 4, 6; IV Вс. 28; VII Вс. 3; Ант. 19; Карф. 13). В пределах своей епархии епископ печется о состоянии церковной жизни (Апост. 58; VI Вс. 19, 102; Ант. 9), однако при этом никто из епископов не должен простирать власть на иную епархию (Апост. 35; III Вс. 8; VI Вс. 20; Анкир. 13, 18; Ант. 9, 13, 16; Сард. 11; Карф. 59, 64, 67, 85).

Все епископы по полноте Божественной благодати, полученной в архиерейской хиротонии, равны между собой. Главой Поместной Церкви является ее первый епископ (Апост.34), который может именоваться различным образом – архиепископом, митрополитом, католикосом или патриархом. Его отношения с епископатом Поместной Церкви и ее мирянами также определяются каноническими нормами, выраженными в правилах Вселенских и Поместных Соборов, святоотеческих канонах, а также законодательством самой Поместной Церкви – ее Уставом, определениями Синода, указами Предстоятеля Церкви и ее епископата.

2.3 Пресвитеры. Значение пастырского служения. Предстояние за народ. Соработничество пастыря и народа в деле спасения

Вторую степень священства составляют пресвитеры (от греч. πρεσβύτερος – старец, старейшина), которые также имеют апостольское происхождение. Первые пресвитеры были поставлены в Иерусалиме, во главе которых стоял ап. Иаков (Деян.15:2-6; 21:18-25). В наше время пресвитеры поставляются на служение епископами через таинство рукоположения. Как и епископы, они имеют власть учительства (1 Тим 5:17; пр. ап. 58), власть совершать таинства и священнодействия (Иак.5:14), кроме исключительно принадлежащих епископу (хиротонии и хиротесии, освящения мира и антиминсов), власть пасти порученное им стадо Божие (1 Пет. 5:1-3), но осуществляют свои полномочия под руководством епископа, подлежат его надзору и суду (1 Тим 5:19) [9].

Служение пресвитеров есть пастырство. В Новом Завете это служение первоначально выполнил Сам Сын Божий по воле Бога Отца. Первосвященническое служение Христа состоит в том, что Он на Кресте принес Себя в Жертву за грехи всего мира и стал Ходатаем пред Богом Отцом за всех людей, сказав: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). После рукоположения, пресвитер прообразует собой Иисуса Христа и становится совершителем высочайших Таин Божественных, а так же проводником Даров Духа Святаго. На священнике, как пастыре стада Христова, лежит большая ответственность за пасомых, которых он должен правильно вести по пути спасения. По слову свт. Иоанна Златоуста: «Душа его должна сиять подобно свету, озаряющему Вселенную, а руки, совершающие святую службу Божию и язык, произносящий святые слова должны быть намного чище и святее, чем у самого достойного, праведного и непорочного человека» [10].

Во время Божественной Литургии пастырь «находится в общении с Ангелами и Архангелами и предстоит перед Самим Богом, Который по силе Духа Святого Сам совершает Таинство Тела и Крови Христовой и Сам приносит себя в жертву Богу Отцу. В этот момент благодать Святого Духа сходит на Святые Тайны, а через Них освящаются души верующих, когда они причащаются святых Христовых Таин.» [11]. Предстоя у престола Божия, священник молит Бога за всю Вселенную, чтобы простил Господь нам прегрешения наши.

Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) писал о пастырстве так: «Нет ничего страшнее и блаженнее пастырского служения. Через пастырей земных и небесных пасет Господь Свое Cтадо — уже верующих и еще не пришедших к вере душ. Истинное пастырство есть длящаяся в мире жизнь Христова. «Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову». Сколько бы ни было на земле или на небе пастырей, всегда остается Один Неизменный Пастырь. Сколько бы ни было церквей в мире, всегда остается Одна Церковь, Православная, право-славящая Христа, непричастная никакой слабости или скверне. Пастырем же на земле, как на небе, может быть лишь знающий Единого Пастыря» [12].

Таким образом, пресвитеры есть светильники и проводники Божественной благодати. Они являются духовными архитекторами — строителями душ, созидателями их - “ибо мы соработники у Бога” (1 Кор. 3, 9). Величайшее блаженное дело – быть участником строительства Царствия Божьего.

2.4 Диаконы. Значение сослужения «земных ангелов» перед престолом. Призыв народа к молитве. Обязанности диаконов в «неслужебное» время

Диакон – третья ступень священства. Диакон считается помощником апостола, епископа, священника. Из Деяний апостолов видно, что диакон – это самый древний чин в Церкви после апостольского: «Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу» (Деян. 6, 2-3). Диаконское служение, в апостольские времена, носило богослужебно-благодатный характер, поэтому посвящение диаконов совершается через рукоположение: «их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки» (Деян. 6, 6) [13].

Служение диаконов заключается в сослужении во время богослужения во благовести Христовом. Во время совершения богослужения диакон призывает верующих к общей молитве возглашением ектиний. В центре диаконских обязанностей стоит молитвенное участие в Евхаристии. Диаконы принимают участие в совершении всех таинств, но сами их не совершают, за исключением таинства Крещения.

По изначальному утверждению в апостольские времена диаконы были призваны к служению любви и помощи в материальных и духовных нуждах. В современном мире отцы диаконы тоже несут на себе социальное служение. На приходах они помогают мирянам, сердца которых стремятся делать добрые дела милосердия, организовывать добровольческую деятельность. Направить её для людей, которые постоянно приходят в храм с просьбами и прошениями. Несут социальное служение в больницах и
тюрьмах [14].

Когда князь Владимир вопрошал перед лицом «бояр, и старцев, и дружины» своих посланников, вернувшихся из далёких земель о верованиях, там ими виденных, они отвечали: «…И пришли мы к немцам (т.е. латинянам) и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве» [13].

Ещё не отделился в то время Рим от Восточной Православной Церкви, и Русь могла бы принять крещение и от латинян, но именно красота византийского обряда определила дальнейший ход нашей истории.

3. Кто такие святые. Путь к святости, ходатайство святых за Церковь до и после рождения в жизнь вечную

Сам Христос говорит, что «[Бог] не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мар.12:27). И, когда для большинства людских душ смерть есть сон в ожидании жениха, как сказано в притче о десяти девах (Мф.25:1-12), для сонма праведников и смерть не сон, но рождение духом в жизнь вечную и деятельную: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго… и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр.12:22, 23). Так, святые праведники, в молитвенном предстоянии пред Богом в горнем мире за мир дольний, «составляют единое тело, единый организм» [15] с еще живущими в мире видимом. Святые угодники, праведники, мученики молятся за живых, что хорошо видно из многочисленных чудес и заступничеств, о которых свидетельствуют жития и слова молитв: «Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся яко звезды небесныя…» (молитва прп. Серафиму Саровскому), «…по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближывыйся и небесныя силы приобщивыйся, но от нас духом любве твоея не отступивый…имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его…» (молитва прп. Сергию Радонежскому) [16], и по нашим молитвам силой Божией исцеляют, укрепляют, направляют. Эту помощь чувствуют или признают в разной степени все православные христиане, наипаче служители Церкви, являясь не только неотступными молитвенниками к святым угодникам, но и свидетелями их помощи мирянам. Иоанн Кронштадтский пишет в своем дневнике: «Святые Божии близки к верующим сердцам и, как самые искренние и добрые друзья, в минуту готовы на помощь верным и благочестивым, призывающим их верою и любовью (Гл.94); Мы молимся всеблагой и всенепорочной Матери Божией – и Она молится о нас (Гл.256); Мы должны иметь самую живую, духовную связь с небожителями, всеми святыми, апостолами, пророками, мучениками, святителями, преподобными и праведными, ибо они члены единого Тела – Церкви Христовой, к коей принадлежим и мы, грешные, и которой живая Глава есть Сам Господь Иисус Христос. Вот почему мы призываем их в молитвах, беседуем с ними, благодарим их, славим их (Гл. 717)» [17].

Но мало ли молитвенников и есть и было в мире? Не мало. Но много ли тех, к коим мы прибегаем за помощью в молитвах после их смерти? Не так уж и много. Священник Сергий Бегиян в своей статье «Три Слова о статистике» пишет, что «В текущем месяцеслове Русской Православной Церкви 5008 святых» с оговоркой, «что эти цифры не отображают полноты Православной Церкви, во-первых, потому что есть множество местночтимых святых разных Поместных Церквей. Во-вторых, еще большее количество святых на Небесах, имена которых известны лишь Богу» [18]. Но все же остается вопрос, как же простые люди стали святыми, к которым мы обращаемся и после их ухода из земной жизни? Чем они послужили Богу, людям, Церкви? В Древнем Патерике есть поучение старца: «Некто призвал своего друга, говоря: я желаю видеть царя, отведи меня туда. Друг отвечал ему: пойду с тобою до половины дороги. И он сказал иному другу: проведи меня к царю. Тот отвечал: я иду с тобою до царского дворца. И сказал третьему другу. Тот говорит ему: я смело введу тебя к царю, и скажу о тебе. Слушатели говорят ему: объясни нам притчу. Он отвечал: первый друг есть подвижничество, которое доводит только до половины пути; второй – чистота, которая достигает до небес; третий друг – послушание, которое с дерзновением приводит к Богу» [19]. В ком из святых не было сих трех добродетелей: подвижничества, чистоты и послушания? Этими тремя добродетелями такие близкие и родные нам святые, как прп. Серафим Саровский, прп. Сергий Радонежский, св. блж. Ксения Петербургская, св. прав. Иоанн Кронштадтский, св. Николай Мирликийский и многие другие достигли «царского дворца». На пути к Богу они были удостоены таких даров Святого Духа, как прозорливость, духовное рассуждение, смиренномудрие, коими еще во плоти служили Церкви Христовой на земле, наипаче же Любовью, которая и есть Сам Бог (1Иоан.4:8), обитавшая в сердцах их и изливающаяся на всех приходящих к ним как при жизни земной, так и ныне из горнего мира.

4. Выводы

            Церковь – живой организм, пребывающий в общении с Богом со всеми Ипостасными Лицами на всех возможных уровнях, от молитвы домашней и церковной до молитвенного предстояния на Небе святых. В Церкви общение происходит не только с Богом, но и между друг другом: живущих христиан между собой и со святыми, перешедшими в вышний мир, но все ради Бога, во Славу Божию и посредством Бога.

            Бог все устроил премудро и как на Небе есть иерархия чинов ангельских и мы среди них различаем высших и низших, так и на земле Церковь имеет жесткую иерархию. Эта иерархия нужна не для превозношения одних над другими, в Церкви нет места превозношению, но для устойчивого премудрого руководства Божия Церковью во главе которой стоит Христос. Видимо во главе Церкви стоит епископат. Епископами становятся люди богомудрые, признанные в правом слове, непорочные, неженатые по слову ап. Павла: «А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1Кор.7:32,33). Имея силы, время и способности соработничать Господу, епископы недаром называются блюстителями, хранителями Церкви. Но не каждый может быть как епископ, Господь дал каждому особые дары в нужной мере. История знает не мало добрых пастырей, соблюдающих свою паству и премудро управляющую ей в деле спасения Господом. Таков должен быть священник. Батюшка, как его нежно называют люди, близкий к народу и не обремененный делами управления, располагает достаточным временем, чтобы с достаточным вниманием отнестись к каждому приходящему и, прибегая к опыту церковной жизни, законам Божиим и духовному водительству Христа, указать верный путь ищущему, найти доброе слово отчаявшемуся, удержать падающего, наставить заблуждающегося. В деле служения ему соработает диакон. Служение диакона, как «огненный столп от земли до неба» [20]. Диакон – ангел во плоти, призывающий на молитву, предстоящий и перед людьми и перед престолом. Особое место в Церкви занимают святые – наши небесные покровители. И, хотя Господь каждого слышит и без святых, в нашей греховной жизни всегда вернее иметь доброго заступника, который и в молитве укрепит и в деле Богоугодном наставит и сам вознесет за молящегося слово пред Богом.

            Так, церковная иерархия, как опытная команда корабля, который есть Церковь Христова, правит им в Царство Небесное. Проходя по житейскому морю и в штиль и в бурю, он несет всех верующих, прибегающих в Церковь к Богу. Как не могут все на корабле быть матросами или капитанами, но каждый только на своем месте полезен, так и в иерархической структуре Церкви. Каждый, исполняя свое небольшое посильное дело, играет важную роль в устроении Божьего Промысла о Спасении всех хотящих Спастись и достичь познания истины (1Тим.2:4).

Ссылки:

1). Послания Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере // Догматические послания православных иерархов XVII- XIX веков о православной вере. CTCJI, 1995. С. 157.

2). Еп. Марк Егорьевский /Церковный протокол/ Издательский совет РПЦ, 2007. С. 15.

3). Святитель Николай Сербский. /Орхидский пролог.Октябрь.Ноябрь. Декабрь./ «Проповедь о разделении служений и званий», С. 318-319

4). «Передачи. Беседы с батюшкой» (С сайта: www.tv-soyuz.ru)

5). «Апостолы и их служение»

(ссылка в интернете: ikons-allart.do.amboard/apostoly…ikh_sluzhenie…73)

6). «Кого называют равноапостольными?»

(ссылка в интернете: nsad.ruarticles/kogo-nazyvayut-ravnoapostolnymi)

7). Прот. О. Давыденков /Догматическое богословие/ М., ПСТГУ, 2013. С. 518

8). Проф. В.В. Болотов (Под редакцией А. Бриллиантова) /Лекции по истории Древней Церкви/ Типография М. Меркушева, Санкт-Петербург, 1910 г. Т.2, С.454.

9). Свящ. Н. Малиновский «Очерк православного догматического богословия» (с сайта: www.azbyka.ru)

10). Святитель Иоанн Златоуст. Т- 1. Санкт-Петербург, 1898., С. 471.

11). Архимандрит Василий (Лукьянов). «Высота и важность пастырского служения» (с сайта: www.stavropol-eparhia.ru)

12). «О пастырском служении и значении пастырского слова» (с сайта: www.vsetsaritsa.ru)

13). С сайта: http://www.deacon.ru/

14). С сайта: http://www.pravoslavie.ru/21088.html

15). Прот. О.Давыденков /Догматическое Богословие/ ПСТГУ., 2016., 525

16). Молитвослов /Помощник и покровитель/ Трирем, 2012. С.266, 294.

17). Св. прав. Иоанн Кронштадтский /Моя жизнь во Христе/ Сретенский мон., 2013, С. 60 (Гл.94), С. 168 (Гл.256), С.452 (Гл.717).

18). Свящ. Сергий Бегиян «Три Слова о статистике». (С сайта: www.pravoslavie.ru).

19). «Древний патерик или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов» Глава 14 «О послушании» Изречение 13 (С сайта www.lib.pravmir.ru).

20). «Древний патерик или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов» Глава 15 «О смиренномудрии» Изречение 31 (С сайта www.lib.pravmir.ru).

Список используемой литературы:

1. Библия. Синодальный перевод.

2. Соборные постановления.

3. Прот. О. Давыденков /Догматическое богословие/ М., ПСТГУ, 2013 (2016).

4. Послания Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере // Догматические послания православных иерархов XVII- XIX веков о православной вере. CTCJI, 1995.

5. Еп. Марк Егорьевский /Церковный протокол/ Издательский совет РПЦ, 2007.

6. Святитель Николай Сербский. /Охридский пролог. Октябрь. Ноябрь. Декабрь./ «Проповедь о разделении служений и званий».

7. Святитель Иоанн Златоуст. Т- 1. Санкт-Петербург, 1898.

8. Молитвослов /Помощник и покровитель/ Трирем, 2012.

9. Св. прав. Иоанн Кронштадтский /Моя жизнь во Христе/ Сретенский мон., 2013.

10. Проф. В.В. Болотов (Под редакцией А. Бриллиантова) /Лекции по истории Древней Церкви/ Типография М. Меркушева, Санкт-Петербург, 1910 г. Т.2, С.454.

В работе использованы издания из интернет ресурсов:

11. Свящ. Н. Малиновский «Очерк православного догматического богословия» (www.azbyka.ru)

12. Архимандрит Василий (Лукьянов). «Высота и важность пастырского служения» (www.stavropol-eparhia.ru)

13. Свящ. Сергий Бегиян «Три Слова о статистике» (www.pravoslavie.ru)

14. «Древний патерик или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов». (www.lib.pravmir.ru)

А также использованы прочие интернет-ресурсы: www.tv-soyuz.ru; www.vsetsaritsa.ru; www.deacon.ru; www.pravoslavie.ru.


Воскресная школа для взрослых,
методические материалы