Апостол Петр - первый среди равных

Апостол Петр - первый среди равных

Неоспоримое первенство апостола Петра подчеркивается его центральным положением среди двенадесятицы, т.е. он – предстоятель (представитель) или духовный центр, «ключарь», но не по власти, а по авторитету (Мф. 16:17-19). И это воля Самого Бога, придавшего служению апостола Петра особое значение.

Первым в перечне апостольских имен указывается именно Петр (Мф. 10:2-5; Мк. 3:16-20; Лк. 6:14-16), первым - в череде избранных (Лк. 8:51; Мк. 5:37; Лк. 9:28; Мф. 17:1; Мк. 9:2; Мф. 26:37; Мк. 14:33), венчает апостольскую группу: «Петр и иже с ним» (Мк. 1:36; Лк. 8:45, 9, 32). Петр по вдохновению свыше исповедует Христа Сыном Божиим от лица апостольского собрания: «а вы за кого почитаете Меня? Петр же, отвечая, сказал Ты — Христос, Сын Бога живого» (Мф. 16:13-16; Мк. 8:29-30; Лк. 9:20). Поскольку Петр засвидетельствовал Богосыновство по вдохновению, Господь ублажает его: «блажен ты Симон…» (Мф. 16:17). И именно это исповедание имеет особый акцент, потому что вслед за ним следует ублажение Петра, а, как известно, блаженные - это те, кто исполняют закон Христов и удостаиваются испытания в верности ему. Петр – единственный из апостолов, претерпевший и свое падение, и восстание (Мф. 26:74; Лк. 22:31; Ин. 21:15-17).

Апостольская же власть всей двенадесятице дана на равных основаниях. И в исповедании Петра нужно усматривать и личностный, и коллективный характер. По авторитетности среди апостолов, и в силу динамичности своего характера (Мф. 14:28; Лк. 5:8-31; Мф. 16:23), Петру было свойственно выступать первым от лица всех (Мф. 19:27; Мф. 26:51-54; Мк. 9:5; Лк. 7:45; 12:41; 13:36; 11:21; Ин. 13:37). Господь утверждает особое избранничество - первостоятельство Петра, оставляя за ним полномочия выступать от лица всего апостольского лика одному, при молчаливом согласии остальных апостолов. «Происходит апостольский вселенский собор для установления камня веры при явном присутствии Главы Церкви и при явном же первостоятельстве Петра апостола» (Булгаков С., прот. «Святые Петр и Иоанн, два первоапостола»). Петр не противопоставляется величием перед апостольским собором, «есть Петр, лишь в связи с собором, силою собора и от лица собора».

В связи с божественным откровением Петрова исповедания, Господь возвещает ему Свою божественную волю: «ты еси Петр и на сем камне созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ее. И дам тебе ключи царства небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:17-19). Поэтому призвание — быть служителями и основанием Церкви Христовой относится ко всей двенадесятице: «Сия вера апостольская» (из чина Недели Торжества православия). Здесь раскрывается и необходимость состоявшейся перемены имени Петра. При первой же встрече по божественному сердцеведению Господь нарек его этим именем: «ты еси Петр», что осуществляется чрез веру («Симон - Петр» Мф. 10:2; Мк. 3:16; Лк. 6:14; Ин. 1:42), а впоследствии утвердил в Кесарии Филипповой (Мф. 16:18). Значение имени Κηφάς, Πέτρος — πέτρα, двояко. Оно значит, что Петр есть камень, на котором утверждается Церковь, и одновременно камень есть вера-исповедание Петра. Вера Петра есть вместе с тем и вера Церкви, т. е. всего апостольского лика.

В отличие от переименования Петра Самим Господом, Савл называет себя Павлом сам, т.е. «наименьшим из апостолов» (1Кор. 15:9). Некоторые ученые думают, что он был долгожданный, перворожденный сын и получил оба имени при самом рождении, как римский гражданин, по отцу. Наиболее вероятно, что именем Павел Апостол назывался и до своего обращения, наряду с Савлом, и впоследствии лишь выдвинул и подчеркнул первое. Основное же познание имени Апостола дается проникновением в имя Савл, что означает «желания, устремления, влечения». Блаженный Иероним Стридонский так говорит об имени Павел: "Paulus mirabilis sine electus - Павел дивный или избранный". Таким образом, соединение этих двух имен не было личной особенностью Апостола, его прозванием: Но и Саул, и Паул, как отмечает англ. экзегет Ф.В. Фаррар, т.е. параллелизм обеих форм имеет целью отметить переход от "искал" к "работал". Он полагает, что истинное объяснение двойного имени заключается именно в переходе от "искомый" к "над кем производится работа". Во всяком случае, таким объяснением вполне точно передается основное ядро самосознания и проповеди Апостола языков. (П. Флоренский. Имена. Часть первая. Ономатология. XV. Павел). На основании двоякого толкования имени апотсола Павла, можно сделать вывод, что он был предопределен Богом к избранничеству, над этим он горячо трудился и поэтому обрел Бога.

В подтверждение идеи о Первенстве Петра над всеми апостолами католики приводят цитату из Евангелия от Матфея, 16 гл.: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16:18-19). Католицизм использует своеобразное толкование этого евангельского отрывка для обоснования чрезвычайной власти римских пап, приписывая апостолу Петру уникальную основополагающую роль в Церкви и его исключительную власть и полномочия, переданные им римским папам. Это католическое нововведение противоречит учению апостолов о том, что только "церковь - есть столп и утверждение истины" (1Тим.3:15). Православие не отрицает первенство Петра, но осмысливает его иначе, чем латинская традиция. То, что именно вероисповедание Петра становится камнем, положенным в основание Церкви Христовой, подтверждают святоотеческие толкования нераздельного церковного предания первого тысячелетия.

Об отношении древних Отцов к догмату о папском примате, принятом в Римо-католической церкви в учебнике «Догматического богословия» прот. Олега Давыденкова читаем следующее: «В прошлом веке англиканский богослов Кендрик, провел подробное исследование и собрал толкования 44 отцов периода Вселенских Соборов, т. е. до VIII века включительно, у которых имеются толкования на Мф. 16:18. По свидетельству англиканского богослова, 36 отцов как восточных, так и западных, однозначно толкуют эти слова Спасителя в согласии с Преданием Восточной Церкви, т. е. камнем, на котором будет основана Церковь, является именно исповедание Петра, а не личность апостола Петра, как преемника Христа. И только 8 отцов из 44 понимали эти слова Спасителя в римо-католическом смысле. Если учесть, что все эти отцы были западными, причем, большинство из них сами являлись Римскими Папами, то можно утверждать, что у отцов древней Церкви по этому поводу имелось вполне определенное мнение, а мнение тех отцов, которые давали толкование не соответствующее Преданию, мы вправе рассматривать как их частное ошибочное мнение».

Пресс-служба храма "Трех Исповедников"