Как поститься душе?

Гора Искушения. Место где Господь постился 40 дней. Сейчас здесь православный греческий мужской монастырь Наша душа руководима волей и чувствами. Время поста – это время особых волевых усилий души, особого настроя чувств. Во время поста наши чувства должны быть настроены по камертону Божественной любви. Мы должны проверить свой сердечный настрой и подстроить его под лад Бога.

Для этого необходимо волю человеческую покорить воле Божией. Если человек постится, то он тренирует свою волю, покоряет ее воле Божией, выискивает возможность сохранить послушание Церкви. Во время поста наша воля тренируется к вырабатыванию добродетелей, а именно – незлобивости. Бог говорит, что не принимает поста тех, кто постится и дерзкой рукою бьет ближнего своего: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте» (Ис. 58:3-4). Такой пост Бог не принимает, и кто собирается скандалить постом, то нужно помнить, что такой скандал сжигает весь пост.

Не нужно удивляться, что именно в пост появляются скандалы, т.к. пост – это время сражения, время битвы, когда мы вместе с Господом идем на сражение против сатаны, чтобы победить его и через это увенчаться небесными венцами. Господь желает, чтобы мы сражались за Него, чтобы мы штурмом взяли Царство Небесное. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).

Если дословно перевести эти слова Спасителя с греческого языка, то прочтем, что Царствие Небесное штурмом берется, и употребляющие штурмовые орудия похищают Его. Здесь необходимо усилие воли человека, которое проламывает нашу костную привычку жить по стезям греха, по накатанной дороге греха сползать в пропасть. Пост нам помогает выбраться из этого состояния. 

Пост можно сравнить с лекарством

Ценность лекарства относительна, т.е. все зависит от того, лечит ли оно. Испробовав то или иное лекарство и убедившись, что оно нам не помогает, мы никогда не станем тратить на него деньги, оно для нас теряет ценность. Более того, могут быть лекарства, причиняющие зло человеку, — тогда о какой ценности лекарства можно говорить? Пост может принести человеку благо, а может принести вред человеческой душе. Как излечение от физической болезни зависит не только от лекарства, но и от различных сопутствующих важных обстоятельств, таких, как качество ухода за больным, питание, покой и многое другое, так и пост становится лекарством, которое излечивает душу при определенных условиях.

О первом из них говорит Господь в Евангелии от Матфея: «Когда поститесь не будьте унылы, как лицемеры» (Мф. 6:16). Если мы держим пост для того, чтобы другим показать значимость своей собственной личности, наши достоинства, то пост не исцеляет, но превращается в лекарство, причиняющее вред. Ведь так и делали ветхозаветные фарисеи, которые специально напускали на себя унылый, мрачный вид, желая уже этим показать, как строго они постятся, чтобы люди, взирая на них, прославляли не Бога, а самих лицемеров, которые используют пост для того, чтобы обеспечить себе авторитет.

Но ведь так постятся не только ветхозаветные лицемеры. И церковные лицемеры так постятся, да еще делают это таким образом, чтобы обидеть, принизить других людей. Об этом говорит апостол Павел: «Тот, кто не ест, не укоряй того, кто ест» (Рим. 14:3), — и это второе условие спасительности поста. Пост не дает нам права осуждать других. Единственное, что мы вправе сказать, говоря о посте с другими людьми, особенно непостящимися, — это свидетельствовать о собственном опыте, о том, как пост влияет на нашу душу, подчеркивая, что это не наше собственное достижение, а милость Божия, которая открывается нам во время поста. Мы не должны скрывать от людей того, что пост есть великое и сильное лекарство, действительно исцеляющее душевные недуги человека. Но все, что мы говорим о посте, никоим образом не должно служить нашему самовосхвалению и уничижению других людей.

Пост важен тем, что он развивает в людях навык воздержания

Воздержание — непременное условие совершенствования человеческой личности. Какие ограничения накладывает на себя спортсмен, чтобы достичь результатов! От сколь многих радостей и утех молодости нужно отказаться, чтобы получить хорошее образование, стать ученым! Любое человеческое достижение требует воздержания, самоограничения, концентрации сил. Если же распылять силы на второстепенные вещи — пусть и приятные, интересные, приносящие удовольствие — никакой концентрации не получится. А те, кто желает принести пользу Отечеству, разве могут трудиться так, чтобы еще оставалось много времени для личной жизни, удовольствий, отдыха? Чаще всего такой труд полностью поглощает человека, и без воздержания, ограничения своих желаний, достичь успехов невозможно. Если этот закон действует в светской жизни, то насколько же он важен в жизни духовной! Мы способны достигать целей тогда, когда умеем ограничивать самих себя.

В нынешних условиях не каждый человек может поститься строго по церковному уставу. Конечно, идеальным является именно такой пост, и совершенно не случайно Церковь прописывает столь строгие правила, потому что все это основано на многовековом опыте, восходящем к посту Самого Господа и Спасителя. Ведь Он сорок дней и ночей ничего не ел, готовя себя к общественному служению, к тому, чтобы выйти к людям и проповедовать им Царствие Божие и покаяние; и весь опыт Церкви исходит от того самого поста Сына Божия и Сына Человеческого. Мы знаем, какими строгими были правила поста в святоотеческое время. Но никто никогда не умирал от этого строгого поста, никто не наносил ущерба своему здоровью, и потому Церковь многое из той древней традиции донесла до сегодняшнего дня. И пост — это школа воспитания нашей воли, способности ограничивать себя во имя самого главного — освобождения души своей от греха.

Каждый человек должен сам определить, что разрушает его внутренний мир, что отвлекает его сознание, и взять под контроль эту сторону жизни, стремясь в дни Великого поста, отказываясь от того, что привычно и приятно, возложить на себя подвиг воздержания.

Вступая на поприще Великого поста, постараемся не потратить впустую это время — единственное время в году, когда, взяв под контроль свою жизнь, свои мысли, свои чувства, свои плотские устремления и желания, мы можем сделать реальный шаг на пути преодоления греха, а значит реальный шаг навстречу Богу и Его Небесному Царству.

Делайте выбор! Истина и личные отношения с Богом наполняют жизнь смыслом и светом, силой и радостью, а также настоящей свободой от греха.

Текст составлен из проповедей
Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла
и убиенного иерея Даниила Сысоева