Господь Иисус Христос как Мессия-чудотворец

Господь Иисус Христос как Мессия-чудотворец

Величие Своего служения, как служения от Бога-Отца, Сам Христос открывает словами пророка Исаии в иудейской синагоге: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18–19; Ис. 61:1); а также словами, обращенными к Иоанну Крестителю: «слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11:4–6). Этими словами Господь сообщает и о самих чудесах, которые творит. Самые великие его дела относятся к Домостроительству спасения человека: Боговоплощение, Крещение, Преображение, Воскресение, Вознесение. Другие чудеса, описанные евангелистами, есть следствие Боговоплощения, поэтому апостол Иоанн Богослов свидетельствует, что «самому миру не вместить написанных книг» (Ин. 21:25). Как Царь и Сын Божий, Господь превозмогает всякую силу Своей Божественной энергией.

Перед Его силой бежит диавол, бесы, проходят болезни, Его слушается природа. Он, как Сын Сотворившего все, проявляет крайнее милосердие, реагируя на страдания и скорби людей: «При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями» (Мк. 1:32–34). Явлением чудес Христос приобщал людей к Царству Небесному, что возможно только через Сына Божия – Христа – Царя славы. Неслыханные для людей того времени чудеса исцелений болезней, Господь сопровождает прощением грехов, чем проявляет Свою власть над грехом вообще. Об этом недоумевают иудеи: «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк. 2:7), не веря Ему и в то же время, называя Его тем, Кто Он есть на самом деле. Так Господь являет Свою власть как власть Сына Божия.

Человек плотян, он не видит душевных недугов и вечной смерти; но физические недуги и смерть тела человек признает, как факт, и это заботит его. Поэтому Господь Своими делами (чудесами) являет знамения в самом человеке, «не где-либо вне; человеку были даны доказательства спасения его в нем самом, не вдали от него» . Так, совершением чудес в субботу, Господь свидетельствовал о покое-освобождении человека от болезни и греха в Царстве Божием: «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная» (заупокойный кондак, глас 8). Даровать путь в это Царство покоя может только Он Сам – Царь Небесный. И опять же мы видим, что на этом пути необходима синергия - для чудотворений нужны как сила творящего, так и вера приемлющих чудо. Но при особом волеязъявлении Божием, при необходимости, как это описано у евангелиста Иоанна, вера является следствием чуда (Ин. 2, 3, 5, 9), дабы уверовали, т.е. чудо свидетельствует о Совершителе его, сообщает знание о Чудотворце как о Боге, Подателе Жизни, Творце, Владыке над всем физическим и духовным миром.

Сам Христос свидетельствует о смысле и назначении творимых Им чудес - это знание о Нем и вера в Него как в Сына Божия: «а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» (Ин. 10:38); «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин. 5:36); «Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал…» (Ин. 15: 24), значит равного Иисусу из Назарета и делам, которые Он творил, еще не было: «Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?» (Ин. 7:31).

Свою Небесную помощь, как Сын Божий, Господь являет в безнадежных для человека случаях: «И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его» (Мф. 9:20), т.е. явлением Своих чудес Христос Сам свидетельствовал о Себе как о Сыне Божием и Мессии. Даже состояние неверия иудеев Христос объясняет со властью и знанием – нераскаянность, срастание с грехом, удобства житейские не только препятствуют принятию Христова учения, но даже провоцируют ненависть как к Самому Учителю, так и к отличному от их привычного образа жизни учению. Поэтому для Богопознания необходима перемена образа жизни, мышления – покаяние, поворот в сознании от греха к добродетели, от земного к небесному. Своими чудесами Господь располагал народ к подобной перемене, без насилия кротко призывая следовать за Собой в Свое Царство: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36); «и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство» (Лк. 22:29). И заключает дело Божие, взывая к совести каждого: «Иисус сказал..: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6: 29). Господь Своими делами дает понять как Ветхозаветному человеку, так современному следующее: «Я со Своей стороны преподавал учение на словах и присовокупил доказательство от дел. И Моисей (Втор. 18:18-22) заповедует слушаться того, кто чудеса творит и учит благочестию» (Феофилакт Болгарский, блж).

Таким образом, Божество в Иисусе Христе обнаруживалось в необыкновенной чудотворной силе, при помощи которой Он совершил неведомые чудеса - от дел великого Домостроительства спасения до чудес «малых». По этой причине, все слушающие последователи Христа тогда, как и христиане нынешние и всех веков содержат истинную веру в Иисуса Христа как Единородного Сына Божия, «Которого Бог Отец послал в мир, чтобы мир был спасён через Него» (Ин. 3:16-17). Каждый, будучи честным с сами с собой, должен признать, как признал Никодим Божество Спасителя: «Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3:2).

Материалы приходской Воскресной школы для взрослых