Митр. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.). Свт. Григорій Палама.

  • Печать

По церковному уставу, во второй воскресный день Великаго Поста, Православная Церковь, помимо празднованія воскреснаго дня, еще вспоминаетъ одного изъ великихъ іерарховъ и проповѣдниковъ чистого Православія, святителя Григорія Паламу, который былъ архіепископомъ города Солуни или иначе Ѳессалоникъ.

Святитель Григорій принадлежалъ къ числу тѣхъ великихъ благовѣстниковъ христіанской истины, у которыхъ дѣло съ жизнію не расходилось, и поэтому, помимо тѣхъ богословскихъ сокровищъ знанія, которыя онъ оставилъ въ изобиліи, какъ наслѣдство для Православной Церкви, онъ привлекалъ къ себѣ души человѣческія своею святою и подвижническою жизнью и, такимъ образомъ, его духовное воздѣйствіе было двойнымъ: онъ училъ и своимъ словомъ и самою жизнію своею.

Ему приходилось бороться съ еретиками, которые искажали истину православія самыми различными способами.

Былъ одинъ вопросъ, чисто богословскій, изъ-за котораго у него была долгая борьба съ исказителями истины. Когда Господь Іисусъ Христосъ преобразился на горѣ Ѳаворъ и просіялъ тамъ, какъ солнце — по ихъ утвержденіямъ, этотъ чудесный свѣтъ, былъ обычнымъ свѣтомъ, какой мы постоянно видимъ въ солнцѣ и другихъ источникахъ свѣта — свѣтомъ обычнаго порядка.

Святитель Григорій Палама, возражая на это, училъ, что это былъ совсѣмъ иного порядка свѣтъ, ибо онъ указывалъ на слова апостольскія «Богъ есть Свѣтъ и нѣтъ въ Немъ никакой тьмы». А символъ вѣры нашъ, какъ вы знаете, говоря о Сынѣ Божіемъ, о Господѣ Іисусѣ Христѣ и Его воплощеніи на землѣ, гласитъ, что Онъ есть «Свѣтъ отъ Свѣта, Богъ истинный отъ Бога истиннаго». А о нашемъ обычномъ свѣтѣ Библія говоритъ, что онъ не присущъ Богу, какъ вѣчное свойство самой Его Природы, а сотворенъ Имъ во времени: «и сказалъ Богъ, да будетъ свѣтъ — и сталъ свѣтъ» (Быт. 1, 3). Въ концѣ концовъ, эта чисто православная точка зрѣнія восторжествовала и противники святителя были посрамлены.

Въ наше время теперь часто говорятъ, что это «отвлеченно-богословская тема». Можетъ быть, конечно, для нашихъ теперешнихъ современниковъ это и такъ, потому что ихъ обыкновенно интересуютъ совсѣмъ другіе вопросы, а что касается истинъ бытія Божественнаго, истинъ духовнаго порядка, относящихся къ тому, что невидимо и что вѣчно, это къ сожалѣнію теперь мало кого интересуетъ.

Сейчасъ вообще, братіе, когда мы наблюдаемъ окружающую жизнь, то мы видимъ, какія сбивчивыя, какія неправильныя представленія объ истинѣ христіанской наблюдаются у теперешнихъ людей, у многихъ изъ тѣхъ, кто именуетъ себя и можетъ искренно считаетъ себя вѣрными чадами Православной Церкви. А въ дѣйствительности, какъ приходится часто наблюдать, объ православіи, объ основныхъ истинахъ православія, они имѣютъ самыя сбивчивыя и неясныя понятія, а часто и вообще никакихъ не имѣютъ.

Чтобы убѣдиться въ этомъ въ наше время, достаточно напримѣръ, задать православнымъ христіанамъ такой вопросъ: назовите три главныхъ догмата нашей православной вѣры (это — догматы Святой Троицы, воплощенія Сына Божія и искупленія). Многіе ли смогутъ это сдѣлать? А къ сожалѣнію, сейчасъ мы слышимъ и видимъ, какъ люди мало церковные и мало свѣдущіе въ истинахъ вѣры берутся разсуждать и о богословіи и о церковной жизни, о томъ, какъ должна жить Церковь, и какъ нужно Церковью управлять; причемъ, говорятъ это они чрезвычайно самоувѣренно, и чѣмъ меньше они въ этомъ дѣлѣ понимаютъ, тѣмъ больше у нихъ самоувѣренности...

Справедливо было сказано нѣсколько времени тому назадъ въ одномъ православномъ органѣ печати, что въ послѣдніе годы вдругъ всѣ себя возомнили знающими все — знающими и православную вѣру и богословскія истины и все, что касается церковной жизни, и администрированія и т. д. Рѣшили, что они все знаютъ и все понимаютъ и могутъ всѣхъ учить и наставлять. Потому то такъ много сейчасъ путаницы, неразберихи, и несогласій, внутри церковной ограды. Люди сами не знаютъ и того, что они говорятъ, Эти слова не мнѣ принадлежатъ; еще святой Апостолъ Павелъ говорилъ о томъ, что люди хотятъ быть учителями, но не понимаютъ того о чемъ они говорятъ и не понимаютъ какъ слѣдуетъ даже и того, что сами они говорятъ.

А когда звучитъ голосъ истины, то ему мало внимаютъ.

Когда жилъ святитель Григорій Палама, было время иное. Это теперь людямъ кажется, что тотъ вопросъ изъ-за котораго онъ боролся съ еретиками, былъ «отвлеченно богословскій» вопросъ; а тогда, все что относилось къ истинѣ Православія, живо интересовало людей — оно было близко ихъ душѣ и сердцу, поэтому для нихъ это не были отвлеченные споры. А теперь все это, къ сожалѣнію, далеко отъ сознанія и сердца нашихъ современниковъ, поэтому они и считаютъ что это какіе-то оторванные отъ жизни теоретическія положенія, а никакъ не что-то такое, что можетъ душу человѣка наполнить, заинтересовать и освятить. Но будемъ съ вами помнить, что только Церковь Христова есть столпъ и утвержденіе истины, что только Господь Іисусъ Христосъ есть источникъ чистаго, истиннаго ученія. Онъ Самъ о Себѣ сказалъ: «Я есмь путь и истина и жизнь». Онъ есть сама воплощенная истина. Только Пилатъ и ему подобные не умѣли и не умѣютъ по своему равнодушію эту истину увидать, а тотъ, у кого очи открыты, чтобы видѣть и уши отверсты, чтобы слышать, знаетъ и чувствуетъ душею своею, что дѣйствительно истина — это Христосъ. И потому-то, христіанинъ долженъ всегда, когда онъ встрѣчается съ какимъ-либо ученіемъ, всегда провѣрить его истиною Христовою. То, что насъ приводитъ ко Христу, истинно и благословенно, а то что насъ отводитъ отъ Христа и отъ православія, есть только гибельный обманъ, въ какіе бы привлекательные виды ни облекался этотъ обманъ, и какъ бы красиво о немъ ни говорилось. Еще разъ повторяю: помните, все, что отводитъ насъ отъ Христа Спасителя, отъ Его ученія и чистой православной церковности, все это только заблужденіе и гибель. Поэтому разъ и навсегда скажи себѣ, душа христіанская: «Не принимаю никакого ученія, кромѣ Христова, и не знаю никакого другого учителя, кромѣ Христа Спасителя, — не знаю и знать не хочу»... Аминь.



Источникъ: Проповѣди и поученія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви. Томъ I. — Изданы Комитетомъ Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви: Къ 50-лѣтію священнослуженія (1931-1981 гг.). — Нью-Іоркъ, 1981. — С. 116-119.