Беседа с самарянкой

Беседа с самарянкой

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8) - это, пожалуй, главная причина, по которой истинное учение Христа так скоро восприняла Самарянка. Велика сила слова Господня, но лишь попав на добрую почву, семя Слова принесло свой плод (Мф. 13:8). Стремительное восприятие истины также обусловлено и личностными качествами женщины Самарянки - это проницательность, любознательность, стыдливость, разумность, расположение к добродетели и, главное, жажда познания истины.

Очевидно, что она жила ожиданием Мессии и чаянием разрешения смущений относительно веры. Первое удивление Самарянки вызывает обращение Христа к ней в разговоре, поскольку по всем признакам, Он для нее – иудей, который не должен общаться с самарянами. Эта необычность располагает женщину к продолжению общения, она находится на этапе веры подзаконной, подумав, что Господь общением с ней нарушает закон, Самарянка пытается это исправить. В итоге «подзаконное служение буквы Господь заменил истиною» .

Господь уже открывает Себя: «Кто говорит тебе: дай Мне пить» (Ин. 4:10), но женщина еще не понимает Его величия, однако ее низкое мнение о Говорящем меняется, и она воздает Ему большую честь, сравнивая с праотцем Иаковом, выкопавшим колодец, называя Христа Господином. Далее ставит Его выше Иакова, к благородству которого причисляет и себя: «неужели Ты больше отца нашего» (Ин. 4:12), и уже обнаруживает готовность к принятию истины, начатки истинной веры: «дай мне этой воды» (Ин. 4:15).

Услышав обличение своей блудной жизни, Самарянка еще больше удивляется и укрепляется в своей вере, называя Христа пророком: «Господи! вижу, что Ты пророк» (Ин. 4:19), а также спрашивает Его о божественных вещах. По всему, законы земные ее уже не особенно интересуют, она вся устремляется навстречу истине. До этого она переживала, чтобы не мучиться жаждой, а теперь уже спрашивает об учении Божием: «вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин. 4:20). Она со вниманием и благонамерением слушает об истинном поклонении и принимает откровение, уверовав тотчас, как Господь прямо открыл ей Себя: «это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:26). Уверовав во Христа, Самарянка и других горожан привлекает к истинной вере, значит, становится истинно верующею: «а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19). 

Образ живой воды

Самарянка не понимает образа живой воды как благодати по причине ограничения веры самарян Пятикнижием Моисея, где этот образ отсутствует.Она еще не уверовала во Христа: «Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?» (Ин.4:12). 

Настоящей водой женщина считает ту, которую дал праотец Иаков. По ее словам, эта вода была настолько хороша и приятна, что из этого источника пил не только Патриарх, но и его дети; и настолько изобильна, что ее хватало и для большого количества его скота.

Вода в колодце, к тому же стоячая, что не свойственно той «живой воде», которую, как сказал Господь: «Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14). Живая вода – вода, которая бьет ключом, «играет», быстро течет. Так, образ живой воды есть благодать Святого Духа, которая преображает душу, делая ее всегда подвижною в добродетели, всегда устремленною к восхождению, по слову апостола Павла: «стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп.3:14).

Уверовав, Самарянка понимает значение образа, поскольку благодать Святого Духа очищает воспринимающих ее и освежает «водою живою». Слова Христа так проникли в сердце женщины, что она в одно мгновение «воду Христову предпочла колодезю Иаковлю, и верою, обнявшею ее сердце, возводится в звание апостола, учит и привлекает целый город» : «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин.7:38).


Источники:
• Болгарский Феофилакт, блаженный. Толкование на Евангелие от Иоанна.
• Серебрякова Ю.В. Четвероевангелие: Учебное пособие. Глава 3. Раздел 3.2.


Материалы приходской Воскресной школы для взрослых