Празднование Церковью воскрешения Лазаря и Входа Господня в Иерусалим

Воскрешение Лазаря Церковь празднует как свидетельство всеобщего воскресения людей: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл ecu Лазаря Христе Боже» (из тропаря праздника). Воскрешением Лазаря Христос уверяет нас, что Он воскресит всех людей - восстанут и праведники, и грешники воскреснут и предстанут на Страшном Суде Христовом. «Тем же и мы яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне» (из тропаря праздника). Так, Христос-Мессия прославляется на двух праздниках, как победитель смерти. Ветви ваий в руках верующих - это символ триумфальной победы воскрешения Лазаря - прообраза воскресения Христа, благодаря Его крестной Жертве, а также прообраза всеобщего воскресения мертвых.

Воскресив четверодневного мертвеца, Господь явил иудеям Свою Божественную силу, способную воскресить и Его Самого, трехдневно «пребывающего во гробе». Узрев величайшее чудо - воскрешение Лазаря – народ признает Христа Мессией, это выражается в событии Входа Господня в Иерусалим, а иудеи намереваются убить Христа. Поэтому Воскрешение Лазаря в икосе утрени Лазаревой субботы названо предначинанием Креста и началом Страстей Господних: «Учеником Создатель всех предвеща, глаголя:.. Идем убо, и увидим странное погребение, и рыдание Мариино, и Лазарев гроб узрим, тамо бо хощу чудодействовати, совершая Креста предначинание, и всем подая Божественное оставление» (Икос утрени Лазаревой субботы). 

Таким образом, два удаленных во времени события тесно связаны между собой: основным мотивом верования и торжественной встречи Христа при Входе в Иерусалим было чудо воскрешения Лазаря: «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин. 12:17-18).

По словам блж. Феофилакта Болгарского, эти два события также имеют догматический смысл. В воскрешении Христом Лазаря проявляются не только действие таинства божественного Домостроительства, но и способ действия двух природ во Христе. Узнав о смерти Лазаря, Христос заплакал по человеческому естеству: «Иисус прослезился» (Ин. 11:35), но воскресил его силой Своего Божества: «Лазарь! Иди вон» (Ин. 11:43). В чуде восстания Лазаря, как и во въезде в Иерусалим на осляти, были явлены величие и господство Христа, а так же Его самоуничижение ради спасения человека. Слезы Христа у гроба Лазаря имели и другую причину - это порча и тленность человеческой природы в результате грехопадения. Скорбя же о грядущих бедствиях Иерусалима, Христос заплакал о косности и грехолюбии жителей города. Слова при воскрешении Лазаря «Развяжите его, пусть идет» (Ин. 11:44) означают освобождение человечества от греховной порчи. Ко всему, Лазарь должен был стать свидетелем способа всеобщего воскресения, а также страшных событий позорной казни Христа в Иерусалиме. В событии входа Господня в Иерусалим два естества Христа отображаются в выражениях «осанна в вышних» - божественная природа, «благословен грядущий во имя Господне» – естество человеческое. Этим богословским гимном Христос воспевается как победитель смерти и диавола.

По словам свт. Кирилла Александрийского, между праздниками Воскрешения Лазаря и Входа Господня в Иерусалим существует следующая связь: «Вчера, – говорит он, – (в Лазареву Субботу) праздновала Вифания. Днесь (в Вербное Воскресение) вся Церковь вкушает Божие присутствие. Вчера Христос даровал жизнь другому (т.е. Лазарю), днесь же Сам идет к смерти. Вчера воскрешался четырехдневный, днесь же грядет в Иерусалим тридневный».

Есть много аллегорических толкований на эти события, когда плененные ум или душа символизируют закрытого в гробу Лазаря, и мы призываем Христа придти и вывести на свет «умершее», исцелить бесчувственный разум, вывести из гробницы нерадения душу, дабы встретить победоносного Спасителя. Оба события - Воскрешение Лазаря и торжественный Вход Господень в Иерусалим - даруют верующим несомненную надежду на всеобщее воскресение и встречу Христа, вошедшего в очищенное сердце человека. Эти события необходимо переживать внутренне, праздновать в сердце освобождение нашей души от греховных уз в надежде на воскресение в жизнь вечную.

Материалы приходской Воскресной школы для взрослых