Тайная вечеря и Страдания Христа

Время страданий и Крестной смерти названы в Евангелии «часом» Христовым: «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13:1; Мф. 26:45).

Наступление указанного «часа» состоялось в последнюю Пасху времени служения Спасителя – Великий четверг. В этот день, а точнее поздний вечер, Господь совершает Пасху с учениками Своими, по словам Самого Спасителя: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк. 22:15–16) и здесь: «Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками» (Мф. 26: 18–20). Пасхальность последней трапезы удостоверяют и евангелисты Матфей и Марк: «воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26:30; Мк. 14:26), поскольку в конце пасхальной вечери было положено петь «Аллилуйя». Пасха – время перехода, для Христа это время мистически настало уже на Великой Тайной Вечери.

По размышлениям святителя Григория Нисского, на Тайной Вечери был предуказан образ Искупительного подвига Христа, добровольно приносящего Себя в Жертву. Подвиг, обусловленный свободным выбором Христа, первоисточником искупления, ради нашего спасения. На Великой вечери Спаситель действенно и жертвенно, таинственным образом опережает ожидавшиеся злонамеренные заговор и предательство. Таким образом, совершение Господом последней Пасхи стало предзнаменованием Его Крестной смерти и, вместе с тем, ее началом. На Тайной Вечери совершается трапеза, во время которой мистическим образом происходит Евхаристия, явившая ученикам реальность смерти Христовой, так, что апостолы стали свидетелями и участниками величайшего и вместе с тем драматического события, которое еще не наступило во временной реальности. Вкусив закланное Тело Христа и пролитую Им Кровь, ученики приобщились смерти Спасителя ранее наступления самой Его смерти: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26), «ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мф. 26:28). Из всего можно заключить, что на Тайной Вечери таинственным образом подчеркивается неразрывное единство Жертвы Голгофской и Жертвы Евхаристической (Крестной смерти) - двух сторон единого подвига Спасителя, в котором Христос одновременно и Приносящий, и Приносимый за грех мира .

Так, Крестные Страдания Спасителя таинственно уже совершились во время Тайной Вечери: Его Тело претерпело страдание: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое» (1 Кор. 11:24), и Кровь Его пролилась: «в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:20). Заповедь Господа о совершении Евхаристии: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19) обязательна для исповедания всеми христианами спасительной смерти Христовой, поскольку посредством Таинства Евхаристии верующие становятся соучастниками страданий Спасителя, как вначале апостолы во время Тайной Вечери.

Материалы приходской Воскресной школы для взрослых