Вера в воскресение Христа

«Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» (Ин. 20:9), поэтому апостолам было трудно поверить в это событие: «И показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лк. 24:11). Единственный ученик, сразу уверовавший в воскресение Христово, - это любимый Его ученик Иоанн: «Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал» (Ин. 20:8). Иоанн уверовал благодаря увиденному: «видит, что лежат пелены» и также «платок, бывший на главе Его, не с пеленами лежит, но отдельно свернут на своем месте» (20:4-7). Обнаружение пустой гробницы и пелен, особо свитых, произвело на любимого ученика Христова поразительное впечатление, и он первым из апостолов поверил в воскресение Своего Учителя. Остальные ученики Спасителя, вместе с Петром, постепенно проникались верой в воскресение Христа, благодаря многократным явлениям им Воскресшего.

Известие о пустой гробнице вызвало у других апостолов недоумение и смущение (Лк. 24:22-24), а после явлений воскресшего Христа в учениках все еще присутствуют неуверенность и страх: «Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Лк. 24:37; Мк. 16:10-13; Мф. 28:16-17). Это еще раз подчеркивает неожиданность для большинства апостолов Воскресения Учителя. Многократность явлений Господа ученикам тем самым показывает необходимость в укреплении веры апостолов в Воскресение. Поэтому Воскресший Спаситель являлся Своим ученикам в разных местах и способах: «в ином образе» (Мк. 16:12), но так, что ученики узнавали Его, и в итоге все уверовали в Него и сделались свидетелями воскресения Христова. Хотя сомнения учеников и препятствовали их вере в Воскресшего, но сорокадневными явлениями Господь пробуждал в Своих учениках веру разговорами о Царстве Божием. Длительность общения с Воскресшим Христом привела к совершенной вере в телесное воскресение Учителя. Временное различие в уверовании в Воскресение Учителя каждого апостола напрямую зависит от духовного их состояния, по слову Спасителя: «о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лк. 24:25). Отличительным знаком, кричащим о неверии апостолов, можно назвать реакцию неверия апостола Фомы, которую Господь обратил ко благу и в пример всем последователям Христа: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). 

Самыми яркими явлениями были встречи, связанные с трапезами. Так, Господь помогал апостолам, а вместе с ними и всем последующим Его ученикам, узнавать Себя в Таинстве Евхаристии: «как Он был узнан ими в преломлении хлеба» (Лк. 24:35), а также пребывать в радости Евхаристического общения с Ним и друг с другом. На Тайной вечери апостолы уже предвкусили тайну воскресения Христова, теперь после свершившегося события, во время явлений воскресшего Христа на трапезах ученики окончательно познают тайну воскресения (в преломлении хлеба). Для них открывается новое знание, бывшее до того только надеждой, теперь их глаза открываются окончательно: «Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его» (Лк. 24:31). Эти трапезы свидетельствуют о прощении оставивших некогда Христа и о воссоединении с Ним, а главное, - эти трапезы вкупе с пустой гробницей являются основополагающими фактами для уверения в воскресение Спасителя тем, «которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых» (Деян. 10:41). Эта вера настолько окрепла, что ученики и апостолы, признавшие Господа после явлений им воскресшего Христа, свидетельствовали потом о Его воскресении своей жизнью и смертью, таким образом, сделавшись живым свидетельством Воскресения Христова.

Материалы приходской Воскресной школы для взрослых