Полезно ли послабление в пост?

Пророк Моисей постился сорок дней и ночей на горе Синай, прежде чем принять от Бога десять заповедей, хлеба не ел и воды не пил, как повествует книга Исход (34:28). Сорок дней и сорок ночей постился и пророк Илия на пути до горы Хорива (3 Цар.19:8-12). Даже Сам Господь наш Иисус, «исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню». Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк. 4:1-2.).

Если Сам Господь начал дело нашего спасения с поста, то и мы с вами, поскольку мы христиане или считаем себя ими, должны следовать за Христом и никак иначе. Отсюда следует – пост необходим желающему спастись, и альтернативы этому нет. Мы должны если не победить, то хотя бы ослабить влияние на нас того самого «искусителя», а «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Полезен пост во всякое время для подъемлющих его: потому что на постящегося не смеют нападать демоны, охранители же жизни нашей — ангелы деятельнее пребывают с теми, которые очистили душу постом (свт. Василий Великий, 8, 21).

 

Постом мы показываем Богу свою верность и преданность в исполнении Его воли, а молитвой испрашиваем помощи, ибо только с помощью Божией можем победить. Только победив чревоугодие (самую легкую из страстей), можно бороться с другими.

Мы видим из Библии, что пост состоит в полном отказе от пищи и иных «радостей» мира сего. Но это не для нас с вами, ибо мы настолько немощны, что не выдержим поприще поста. «О, как велик ты, день поста! Блажен, кто проводит тебя, как должно. Всякий, кто подчиняется тебе, на крыльях возносится на небо» (прп. Ефрем Сирин, 33, 110).

Православная Церковь, а главой ее является Сам Христос, определила усредненную меру приемлемую для большинства людей. Но мы все разные и по возрасту, и по здоровью, и по силе веры, и по любви к Богу, поэтому и меру поста мы выбираем сами, сообразуясь со своей совестью, советом духовника, силами и т.д. Итогом поста должно стать не количество и состав съеденного или несъеденного, а наличие мира в душе, любовь к ближнему (а лучше к «не ближнему») и уверенность что стал чуть- чуть лучше, особенно если это почувствуют другие люди.

Существует понятие «послабление поста». Многие прихожане бегут к «доброму батюшке», и он по одному ему известному критерию дает облегчение или полное освобождение от поста. Мы одна Церковь, и Глава Церкви - одна, и не дано священнику менять то, что не он установил. Давать отпущение греха еще не сделанного, а только планируемого (индульгенцию), мы не имеем права, а имеем право отпустить (или не отпустить) содеянный грех, разобравшись в причине его. Это мое мнение, но я могу и ошибаться.

Еще один важный вопрос: пост детей. Мы настолько любим, заботимся, балуем, своих детей и, особенно, внуков, что порой забываем, что спасение нужно и им, и они не ангелы, и душа их. Всеми силами мы ограждаем их от поста, давая возможность врагу делать свое дело. «Законы и понятия» мира настолько вросли в нас и настолько мы верны «здравому смыслу», что дети, приходя в «возраст поста» уже настолько немощны, что им «необходимо послабление». «Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10.37) – эти Евангельские слова показывают истинные жизненные приоритеты. И не надо думать, что Господь любит наших детей менее чем мы. «Дети, как цветущие растения, да орошаются водою поста!» (свт. Василий Великий, 8, 22).
Давайте же, братья и сестры, верно оценивать значимость поста и помнить, что «Благодаря посту — опять Адам в раю, опять благодушествует, снова украшается образом Божиим, снова возводится к первообразной красоте (свт. Иоанн Златоуст, 54, 946).


 

Иерей Сергий Хоцкий, внештатный клирик церкви «Трех Исповедников, г. Тверь