Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.) Съ Новымъ Годомъ, съ новымъ счастіемъ!

Такъ когда-то привѣтствовали у насъ на Руси другъ друга русскіе люди при наступленіи Новаго Года.
 
Этимъ стародавнимъ традиціоннымъ привѣтствіемъ сердечно привѣтствуемъ и мы всѣхъ нашихъ соотечественниковъ — православныхъ русскихъ людей въ изгнаніи и разсѣяніи сущихъ и искренно желаемъ имъ въ наступающемъ Новомъ году н о в а г о   с ч а с т і я.
 
Но какъ и откуда можетъ придти къ намъ это «новое счастіе»?
 
Надо знать, что «счастіе» наше зависитъ прежде всего и въ первую очередь не отъ какихъ-либо внѣшне-благопріятныхъ условій и обстоятельствъ нашей жизни, всегда столь измѣнчивой и непостоянной, а главнымъ образомъ — отъ в н у т р е н н я г о состоянія нашихъ душъ. Когда въ душѣ настоящій адъ отъ неудовлетворенныхъ желаній, стремленій и разнаго рода грѣховныхъ страстей, когда кипитъ въ ней зависть, злоба, гнѣвъ и ненависть, когда погружена она въ уныніе и отчаяніе, — о какомъ «счастіи» можно тогда говорить?!
 
Вотъ почему «новое счастіе» возможно для насъ только тогда, когда мы сами станемъ н о в ы м и, когда мы о б н о в и м с я душами своими, когда мы, по выраженію Слова Божія, «совлечемся ветхаго человѣка съ дѣяньми его и облечемся въ новаго, обновляемаго въ разумъ по образу Создавшаго его» (Кол. 3, 9-10), то-есть, когда мы, какъ разъясняетъ дальше Св. Апостолъ, «отложимъ прежній образъ жизни ветхаго человѣка, истлѣвающаго въ обольстительныхъ похотяхъ» и «обновимся духомъ ума нашего», «облекшись въ новаго человѣка, созданнаго по Богу, въ праведности и святости истины» (Ефес. 4, 22-24), иными словами: когда мы «облечемся, какъ избранные Божіи, святые и возлюбленные, въ милосердіе, благость, смиренномудріе, кротость, долготерпѣніе, снисходя другъ другу и прощая взаимно, если кто на кого имѣетъ жалобу, какъ и Христосъ простилъ насъ» — болѣе же всего — когда мы «облечемся въ л ю б о в ь, которая есть совокупность совершенства», и когда будетъ «владычествовать въ сердцахъ нашихъ м и р ъ Б о ж і й, къ которому мы, христіане, призваны», когда «слово Христово будетъ вселяться въ насъ обильно, со всякою премудростью», когда мы будемъ «научать и вразумлять другъ друга псалмами, славословіемъ и духовными пѣснями, во благодати воспѣвая въ сердцахъ нашихъ Господу», а коротко говоря: когда мы будемъ т а к ъ настроены, что «все, что ни дѣлаемъ словомъ или дѣломъ; все будемъ дѣлать в о   и м я   Г о с п о д а   І и с у с а   Х р и с т а, благодаря чрезъ Него Бога и Отца» (Кол. 3, 12-16).
 
Таково о самомъ важномъ для насъ, о самомъ жизненномъ, непреложное ученіе Слова Божія, которое «пребываетъ во вѣкъ» (Ис. 40, 8)!
 
Кто же, помимо этого яснаго ученія Слова Божія, хочетъ находить какіе-то и н ы е пути къ «счастію» человѣка — къ установленію мира, благополучія и благоденствія на землѣ, тотъ только жестоко заблуждается, и ничего, кромѣ самыхъ горькихъ и мучительныхъ разочарованій, не добьется.
 
Развѣ не довольно для насъ, какъ яркое доказательство этого, всего того ужаса, который постигъ нашу Родину-Россію? Развѣ не постигло такое же самое горькое и мучительное разочарованіе всѣхъ тѣхъ, кто ожидали какого-то «новаго счастія» отъ такъ называемаго «соціализма» и «коммунизма», столь много обѣщавшихъ обманутому ими человѣчеству?
 
Такое же точно разочарованіе ожидаетъ и всѣхъ тѣхъ, кто, игнорируя ученіе Слова Божія и истинную Церковь Христову, станутъ стремиться къ одному лишь в н ѣ ш н е м у упорядоченію человѣческой жизни, не желая помышлять о   в н у т р е н н и х ъ,   д у х о в н ы х ъ основахъ ея (въ которыхъ-то и заключается вся «суть»!) — кто видятъ все «счастіе» людей въ одной лишь в н ѣ ш н е й ф о р м ѣ ихъ жизни, въ лучшемъ по ихъ мнѣнію, политическомъ государственномъ строѣ, какъ бы онъ ни назывался.
 
Все это — наивная мечта, никогда еще себя не оправдавшая и никогда не могущая себя оправдать, ибо Спаситель нашъ, для того и пришедшій на землю, чтобы даровать намъ и с т и н н о е счастіе, ясно сказалъ, предупредивъ насъ:
 
«Безъ Мене не можете творити ничесоже» (Іоан. 15, 5).
Чтó же безъ Него, безъ созданной Имъ Церкви, можемъ сдѣлать мы хорошаго?
Р о в н о    н и ч е г о. Не политика, а вѣра Христова. Не политическая, а духовно-нравственная работа и церковная дѣятельность.
 
Вотъ чтó т о л ь к о и можетъ спасти насъ, спасти нашу Россію, спасти весь столь очевидно къ погибели стремящійся міръ.
 
Это отнюдь не значитъ, что мы вовсе и начисто отвергаемъ в с я к у ю политику и всякую политическую дѣятельность.
 
Вовсе нѣтъ!
 
Мы только указываемъ и подчеркиваемъ, что по утвержденію высочайшаго для насъ авторитета — ученію Слова Божія, на п е р в о м ъ мѣстѣ для насъ, православныхъ русскихъ людей, должна быть н а ш а   с в я т а я    П р а в о с л а в н а я    в ѣ р а   и   н а ш а   с в я т а я    Ц е р к о в ь.
 
Все же остальное, какъ бы оно ни казалось намъ прекраснымъ и возвышеннымъ, должно стоять, по сравненію съ этими величайшими духовными цѣнностями, на в т о р о м ъ мѣстѣ. Вѣдь Христосъ-Спаситель сказалъ вполнѣ опредѣленно, а слова Его, конечно, должны быть для насъ непререкаемо-авторитетны:
 
«Ищите прежде Царствія Божія и правды Его» и все остальное тогда «приложится вамъ» (Матѳ. 6, 33).
 
Такимъ именно путемъ исканія прежде всего Царствія Божія и правды его и шелъ на протяженіи всей своей исторіи нашъ православный русскій народъ — такъ именно и строилась та Великая Россія, въ которой Вѣра и Церковь всегда были на первомъ мѣстѣ.
 
А когда русскій народъ, подъ вліяніемъ безбожныхъ агитаторовъ, пришедшихъ къ намъ съ богоотступническаго Запада, сталъ отклоняться отъ этого своего подлинно-историческаго пути, тогда и разразилась надъ нимъ эта страшная кровавая катастрофа, въ результатѣ коей мы очутились въ изгнаніи, а весь остальной русскій народъ подъ игомъ страшнаго безпримѣрнаго рабства.
 
Вотъ почему такъ печально видѣть, когда православные русскіе люди, столь много перестрадавшіе и даже свою Родину потерявшіе, находясь здѣсь въ изгнаніи, нисколько не помышляютъ о своемъ духовномъ о б н о в л е н і и, а продолжаютъ жить все тѣми же безбожными и антицерковными взглядами, интересами и настроеніями, которые именно и привели къ такому страшному бѣдствію нашу несчастную Родину-Россію. И наивно думаютъ, что безъ полнаго и всецѣлаго возвращенія ихъ къ Богу и безъ подлиннаго оцерковленія ихъ жизни, путемъ одной лишь политической дѣятельности, можно будто бы спасти Россію. И даже самую Церковь нашу хотятъ подчинить своей политикѣ, сдѣлать ее орудіемъ своихъ политическихъ интригъ, игрушкой своихъ политическихъ страстей.
 
Вѣчное хотятъ подчинить временному, небесное — земному, святое — грѣховному...
 
Чтó можетъ быть ужаснѣе, безнадежнѣе, преступнѣе такой духовной слѣпоты, такого крайняго неразумія, отъ котораго лишь одинъ шагъ до самыхъ глубинъ адовыхъ?
 
Гдѣ ужъ намъ ожидать «новаго счастія» съ такими настроеніями? И на чтó хорошее можемъ мы разсчитывать въ наступающемъ Новомъ Году?
 
Нѣтъ! какъ учитъ насъ Слово Божіе, какъ учитъ насъ Святая Церковь, путь спасенія для насъ, для нашей Россіи и для всего міра т о л ь к о    о д и н ъ — это п у т ь   д у х о в н а г о     о б н о в л е н і я.
 
Найдемъ въ себѣ мужество сознать свои пагубныя ошибки и заблужденія, въ свое время и Россію приведшія къ гибели, образумимся, наконецъ, понявъ, что безъ Божіей помощи мы — н и ч т о, обратимся всею душею и всѣмъ сердцемъ въ тепломъ чувствѣ искренняго п о к а я н і я къ Богу и къ истинной Церкви, — о б н о в и м с я    д у ш а м и    с в о и м и, дабы этотъ годъ дѣйствительно сталъ для насъ н о в ы м ъ годомъ, а тогда сможемъ мы надѣяться и на   н о в о е    с ч а с т і е!
 
Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 144-148.