Собор Архистратига Михаила. Слово 86. Объ Ангелахъ Хранителяхъ.

Празднуя нынѣ въ честь св. ангеловъ, побесѣдуемъ нѣсколько съ вами, братія, объ ангелахъ хранителяхъ. Изъ слова Божія мы научаемся, что Господь волю Свою на землѣ приводитъ въ исполненіе чрезъ ангеловъ. Много примѣровъ охраненія людей благочестивыхъ ангелами представляетъ намъ ветхозавѣтное писаніе, ученіе о семъ проповѣдалъ Самъ Іисусъ Христосъ (Мѳ. 18, 10), и исторія Церкви христіанской подтвердила эту истину безчисленными примѣрами.
 
Но кто же сіи ангелы-хранители? Не души ли это усопшихъ, которыхъ имена мы носимъ? Правда, въ общежитіи мы ихъ называемъ ангелами, но только уподобительно, потому что и души ихъ, какъ и духи безплотные, до дня всеобщаго воскресенія безтѣлесны и имѣютъ дерзновеніе къ Богу ходатайствовать о насъ. Но въ точномъ смыслѣ подъ ангелами разумѣются духи безплотные, разумные, свободные, святые, созданные въ самомъ началѣ бытія видимаго міра, предстоящіе престолу Бога на небесахъ и посылаемые на землю на служеніе за хотящихъ наслѣдовать спасеніе (Евр. 11, 14); ибо нѣсть воля предъ Отцемъ небеснымъ, да погибнетъ и единъ отъ вѣрующихъ. Какъ духи, ангелы дѣйствуютъ на насъ по-преимуществу духовно, возбуждая въ насъ благоговѣніе къ Богу, благочестивыя желанія, расположеніе къ истинѣ и добру, ободряя и укрѣпляя духъ нашъ среди встрѣчающихся съ нами искушеній и несчастій. Особенно страждущимъ, опечаленнымъ, и угнетеннымъ ангелы-хранители показываютъ знаки своей любви и помощи. Такъ, напримѣръ, по сказанію священнаго Писанія , ангелъ явился бѣдной женщинѣ Агари тогда, когда она плакала въ пустынѣ, а бѣдное дитя ея истаявало отъ жажды, и, явившись, чудеснымъ образомъ открылъ ей источникъ воды. Или Иліи, — когда ему оказалъ помощь его ангелъ? Тогда, когда онъ изнемогалъ отъ голода, — ангелъ чудеснымъ образомъ доставилъ ему пищу и питье. Или Даніилу, — когда ангелъ оказалъ помощь? Когда онъ былъ брошенъ въ львиный ровъ; ангелъ укротилъ дикихъ звѣрей, и сдѣлалъ Даніила невредимымъ. Имъ дано также отъ Бога въ потребныхъ случаяхъ дѣйствовать съ великой силою и въ мірѣ вещественномъ. Такъ, напримѣръ, въ царствѣ Іудейскомъ, при Езекіи, ангелъ поразилъ цѣлое войско ассирійское (4 Цар. 19. 35). Ангелъ отвалилъ громадный камень отъ двери гроба Господня (Матѳ. 28, 3); даже одно присутствіе ангела при апостолѣ Петрѣ было достаточно, чтобы желѣзныя двери темницы, въ которую онъ былъ заключенъ, отверзлись предъ нимъ сами собою (Дѣян. 12, 10). Ангелы невидимо охраняютъ и всякаго человѣка, вѣрующаго и уповающаго на Бога, какъ Псалмопѣвецъ говоритъ, обращаясь къ таковому: не пріидетъ къ тебѣ зло и рана не приближится тѣлеси твоему, яко ангеломъ Своимъ заповѣсть о тебѣ (Господь) сохранити тя на всѣхъ путѣхъ твоихъ, Святые ангелы, выну видящіе на небесѣхъ лице Отца небеснаго (Мѳ. 18, 10), по волѣ Его нисходятъ на нашъ дольній міръ, преисполненный грѣхами и беззаконіями живущихъ, и не считаютъ для себя унизительнымъ послужить спасенію грѣшниковъ, недостойныхъ и воззрѣнія ихъ. Какой это назидательный урокъ для всѣхъ насъ. Примите его къ сердцу, братія, и научитесь снисходить къ тѣмъ, которые стоятъ несравненно ниже васъ. Какъ бы ни были высоки вы по вашему положенію, или по вашимъ нравственнымъ качествамъ, не отвращайтесь, не казните вашимъ строгимъ судомъ тѣхъ, которые имѣли несчастіе упасть въ бездну погибели, а лучше по возможности подайте имъ руку помощи. Мало ли погибаетъ людей нравственно, но помните, что нѣсть воля предъ Отцемъ небеснымъ, да погибнетъ единъ изъ малыхъ сихъ, и вѣрьте, что нѣтъ человѣка, въ которомъ бы погасла всякая искра добра. Отыщите эту искру, возгрѣйте ее теплотою вашего добраго участія, и можетъ быть, вы возвратите заблудшаго на путь добра и сдѣлаетесь подражателями ангеловъ.
 
О чемъ особенно мы должны молиться своему ангелу хранителю? Должны молить его, чтобы «онъ не отступалъ отъ насъ за невоздержаніе наше, спасалъ отъ всякія бѣды; возбуждалъ насъ спящихъ тяготою грѣховною, сохранялъ отъ всякаго искушенія противнаго, наставлялъ насъ на путь спасенія, обращалъ желанія наши къ небеснымъ, всегда вразумлялъ, укрѣплялъ, наставлялъ къ жизни небесной; ума нашего скверныя помышленія обращалъ въ добрыя мысли и озарялъ свѣтомъ покаянія, былъ заступникъ и предстатель внегда исчезати отъ насъ нужно духу нашему и прехождати, мытарства лютаго міродержца; былъ покровитель въ день судный» (Изъ Канона ангелу хранителю) (Душеполезное Чтеніе 1888 г.). 
 
Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ ПантелеимонъТомъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 241-242.