«Каков учитель, таковы и ученики»

Мы, современные родители, принимаем все меры, чтобы у детей было все; но о том, чтобы у них были чистые и благочестивые души, нисколько не заботимся. Порой мы забываем, что воспитать ребенка – значит сформировать его душу, значит принять на себя ответственность перед ним за все то, что придется ему испытать в жизни вследствие тех или иных свойств его души. И не только перед ним, перед всеми людьми, с которыми он будет соприкасаться на протяжении своей жизни, которых, возможно, обидит, которым принесет зло или во всяком случае не сделает того добра, которое мог бы сделать.

Христианское воспитание формирует из человека христианина, который должен стремиться к тому, чтобы воплощать в себе идеал Христа. Святые отцы Церкви во взгляде на обучение молодого поколения придерживались мысли: «Каков учитель, таковы и ученики».

Воспитание наших детей должно состоять не только в том, чтобы искоренять в сердце ребенка все дурное. Внимание воспитателей должно быть направлено и на то, чтобы приучать его делать добро. Необходимо с самого раннего возраста воспитывать в детях благоговение перед Богом, желание молиться, послушание, аккуратность, справедливость, откровенность, терпение и самоотверженность.

Главная роль в воспитании ребенка принадлежит семье. С младенческого возраста через семью ребенок приобретает навык общения с людьми. С первых впечатлений от этого общения протягивается нить ко всем последующим общениям, оставляющим все более и более глубокий след в его внутреннем мире. Уже на первых порах необходимо разумное участие, чтобы не допустить у детей развития своенравия, склонности к капризам, ранним проявлениям эгоцентризма. Последние образуются от чрезмерной заботы и ласки, излишней снисходительности к ребенку, когда он чувствует, что для него не существует никаких преград и запретов, что он может желать и требовать все, что только захочет. Вот тут-то и требуется наше внимание как родителей, чтобы не упустить время и сразу же преградить дорогу всему дурному, что может помешать нормальному развитию ребенка.

Сегодня мы совсем забыли, что первое место после родителей в деле воспитания занимали у древних христиан восприемники. Они ручались перед лицом Самого Бога за будущую веру и христианскую жизнь крещаемых. Поэтому Церковь возлагала на них обязанность учить воспринятых ими от святой купели истинам веры и деятельности, и не только примером, но и словами наставлять их на всякое доброе дело.

Многие родители думают, что «времена наши стали далеко не таковы, как прежде. Прежде, когда мы были молодыми, все было совсем другое, тогда и родители имели более весу и пользовались большим доверием и почтением». В этом есть доля правды, настоящее время действительно такое, и господствующий дух нашего времени есть дух какого-то противления, произвола и самочиния. Но для того, чтобы растлевающий дух времени не касался наших детей, в первую очередь необходимо искоренять его сначала самим в себе, держаться крепче той доброй нравственности, которую содержит христианство и Православная Церковь Христова.

Таким образом, большая часть вины неблагопристойности наших детей ложится на нас самих, и мы не можем сваливать эту вину ни на Бога, ни на учителей, ни на самих детей, ни на дурной дух времени.

Иерей Виталий Симора