Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Поучения в День Обрѣзанія Господня

(Назидательные уроки изъ праздника Обрѣзанія Господня: а) значеніе имени Іисусъ; б) мы должны совершать надъ собою духовное обрѣзаніе).
 
I. Обрѣзаніе, это священнодѣйствіе ветхозавѣтной церкви, бывшее прообразованіемъ христіанскаго таинства св. крещенія (Кол. II, 11-12), совершалось у іудеевъ надъ осьмидневными младенцами мужескаго пола и служило знаменіемъ вступленія въ ветхій завѣтъ съ Богомъ со времени Авраама, отца вѣрующихъ, котораго Господь со всѣмъ многочисленнымъ его потомствомъ избралъ для сохраненія и распространенія ветхаго завѣта (Быт. XVII. 14; Лев. XII. 2—3). Печатію этого знаменія служило имя, которое давали младенцу при обрѣзаніи. Іисусъ Христосъ, происшедшій по плоти изъ племени Авраама, былъ также обрѣзанъ въ настоящій день, — осьмый по рожденіи Своемъ, и названъ Іисусомъ — тѣмъ именемъ, которое предвозвѣщено было пресвятой Дѣвѣ Маріи архангеломъ Гавріиломъ, когда онъ благовѣстилъ Ей тайну воплощенія и рожденія отъ Нея Сына Божія (Лук. I. 31; II. 21).
 
II. Извлечемъ для себя, возлюбленные братія, изъ нынѣ празднуемаго св. церковію событія назидательные уроки.
 
а) При обрѣзаніи воплотившагося для нашего спасенія Сына Божія дано Ему имя Іисусъ. Что означаетъ имя Іисуса? Спасеніе. Какое? — Всякое, духовное и тѣлесное, временное и вѣчное, видимое и невидимое. Отъ какихъ золъ не страдаетъ падшій родъ человѣческій! Страдаетъ отъ тьмы въ умѣ, отъ злости въ волѣ, отъ нечистоты и томленія въ сердцѣ, отъ болѣзней и смерти въ тѣлѣ. Всѣ сіи виды зла будутъ уничтожены Сыномъ Божіимъ; отъ всѣхъ ихъ Онъ спасетъ людей совершенно и навсегда. Для сего именно нарекается Ему имя Іисуса, или Спасителя; ибо Онъ его пріемлетъ не такъ, какъ нерѣдко принимаются имена у насъ, но чтобы осуществить его на самомъ дѣлѣ. Посему и дано сіе имя не какъ-либо случайно, по желанію напримѣръ Матери или св. Іосифа, а свыше, отъ ангела, еще до зачатія Его во чревѣ. И ангелъ, безъ сомнѣнія, не самъ измыслилъ его, а принялъ съ благоговѣніемъ отъ Самаго Владыки ангеловъ, изъ Него же, какъ замѣчаетъ апостолъ, всякое отечество на небесѣхъ и на земли именуется (Еф. III. 15). Посему-то и нѣсть другаго имени подъ небесемъ, о немъ же подобаетъ спастися (Дѣян. IV. 12), кромѣ имени Господа Іисуса; посему-то предъ симъ достопоклоняемымъ именемъ и должно преклоняться всякое колѣно небесныхъ, земныхъ и преисподнихъ; и всякъ языкъ исповѣсть, яко Господь Іисусъ Христосъ въ славу Бога Отца (Фил, II. 10—11).
 
Мы хорошо дѣлаемъ, братіе мои, что по чувству благоговѣнія, не даемъ сего имени никому. Кто изъ христіанъ осмѣлится носить имя Іисуса? Но крайне худо то, что сіе всесвятое и сладчайшее имя изъ области благоговѣнія преходитъ у многихъ въ область невниманія и забвенія. Что же значатъ всѣ великія имена въ мірѣ предъ единымъ именемъ Іисуса? Ибо, еще повторимъ — вѣрно и всякаго пріятія достойно слово апостола, яко нѣсть иного имени подъ небесемъ; о немъ же всѣмъ намъ подобаетъ спастися, кромѣ сего божественнаго имени. А когда въ немъ наше спасеніе, то какъ намъ не любить его и не благоговѣть предъ нимъ? Любя, какъ не повторять его часто и съ услажденіемъ? Благоговѣя предъ нимъ, какъ не дорожить имъ и не внушать къ нему почтенія всякому, на кого только намъ возможно дѣйствовать? Древніе христіане такъ умѣли усвоять себѣ сладчайшее имя Спасителя, что послѣ мученической кончины св. Игнатія оно нашлось видимо отпечатленнымъ въ его сердцѣ. Если такое совершенство превыше нашей слабости: то по крайней мѣрѣ не будемъ походить на язычниковъ, невѣдущихъ имени Іисусова.
 
б) Обрѣзаніе Господа есть видимое начало Его крестной жертвы; ибо всѣ прочіе виды уничиженія и страданій, кои будетъ претерпѣвать Онъ за насъ во всю жизнь, составляли собою жертву безкровную, а здѣсь — желѣзо и кровь, видимое предвѣстіе гвоздей и вѣнца терноваго.
 
Видите, чѣмъ началъ жизнь и дѣйствія Свои Тотъ, Который есть самая чистота и святость: обрѣзаніемъ — Не тѣмъ ли паче намъ, нечистымъ и оскверненнымъ грѣхами, должно употреблять время, намъ даруемое, на совершеніе въ насъ духовнаго обрѣзанія, то есть, на отсѣченіе всѣхъ богопротивныхъ помысловъ и предразсудковъ, на искорененіе всѣхъ душетлѣнныхъ страстей и пожеланій, на изглажденіе всѣхъ духовныхъ и плотскихъ сквернъ? Въ противномъ случаѣ лучше было бы сократиться нашей жизни, нежели продолжаться во грѣхахъ и беззаконіяхъ. Если же она, по милосердію Господа, продолжена еще: то это знакъ, что тамъ — горѣ ожидаютъ нашего покаянія, ожидаютъ давно, съ тѣхъ поръ какъ мы уклонились съ пути правды и истины. Войдемъ же въ духъ и цѣль новаго года; поймемъ истинную и единственную пользу, которую мы можемъ извлечь изъ времени, не на время только, а на цѣлую вѣчность; престанемъ искать спасенія тамъ, гдѣ никогда нельзя найти его, и обратимся къ Тому, Кто затѣмъ и посланъ, для того и пришелъ во плоти, для того пролилъ уже нынѣ кровь Свою, дабы спасти всѣхъ насъ. Не разъ уже, а многократно въ настоящій день представалъ Онъ намъ съ сею искупительною кровію, съ Своимъ трогательнымъ примѣромъ и спасеніемъ для насъ. Се паки предсталъ и нынѣ, предсталъ для нѣкоторыхъ, по всей вѣроятности, въ послѣдній разъ.
 
III. Не закроемъ же паки очей, не отвратимъ слуха по прежнему; возьмемъ и мы ножъ самоотверженія христіанскаго, и въ духѣ вѣры о всесильномъ имени Іисуса, начнемъ обрѣзывать все, что въ насъ обрящется плотскаго и противнаго закону Божію. (Состав. по проповѣд. Иннокентія, архіеп. херсонскаго, Т. І. изд. М. Вольфа стр. 198-208 и др. источн.). 
 
(О причинахъ, почему Господь претерпѣлъ обрѣзаніе).
 
I. Господь нашъ Іисусъ Христосъ въ восьмой день по рождествѣ Своемъ благоволилъ претерпѣть обрѣзаніе, причемъ Ему наречено было имя Іисусъ, о которомъ ранѣе предсказано было архангеломъ Гавріиломъ Св. Дѣвѣ Маріи.
 
II. а) I. Христосъ принялъ обрѣзаніе во-первыхъ для того, чтобы исполнить законъ, который требовалъ, чтобы всякій іудей былъ въ восьмой день подвергнутъ обрѣзанію, прообразовавшему собою св. крещеніе въ христіанствѣ. Не пріидохъ, говорилъ Онъ, разорити законъ, но исполнити (Матѳ. 5, І7). Онъ повиновался закону для того, чтобы насъ повинныхъ и подчиненныхъ закону сдѣлать свободными. Объ этомъ св. апостолъ Павелъ такъ говоритъ: посла Богъ Сына Своего, бываема подь закономъ, да подзаконныя искупитъ (Галат. ІѴ. 4. 5).
 
б) Во-вторыхъ, Господь принялъ обрѣзаніе для того. чтобы показать, что Онъ принялъ истинную, а не мнимую плоть, и тѣмъ заградить уста еретиковъ, которые суесловили, что Христосъ не принялъ истинной плоти человѣческой, а только имѣлъ видъ ея. Въ обрѣзаніи явлено было не воображаемое, а подлинное Его человѣчество. Ибо если бы Его тѣло было кажущимся, а не дѣйствительнымъ, то какъ можно было бы совершить обрѣзаніе надъ кажущимся тѣломъ? Съ этой точки зрѣнія св. Ефремъ Сиринъ, бесѣдуя о Господнемъ обрѣзаніи, говоритъ: «если Спаситель не имѣлъ дѣйствительной плоти, то кого Іосифъ обрѣзалъ; но такъ какъ Спаситель имѣлъ истинную плоть, то и принялъ обрѣзаніе какъ человѣкъ, въ младенчествѣ обагрился кровію тѣла Своего, какъ Сынъ человѣческій и болѣлъ и плакалъ отъ боли, какъ это свойственно природѣ человѣческой».
 
в) Въ-третьихъ, Господь принялъ плотское обрѣзаніе для того, чтобы ввесть для насъ духовное обрѣзаніе. Окончивъ плотскій ветхій завѣтъ, Онъ положилъ начало новому — духовному. И какъ ветхій плотской человѣкъ долженъ былъ обрѣзывать чувственную плоть, такъ новый духовный человѣкъ долженъ обрѣзывать душевныя страсти: ярость, гнѣвъ, зависть, гордыню, нечистоту и другія грѣховныя пожеланія.
 
г) Въ-четвертыхъ, Господь принялъ плотское обрѣзаніе для того, чтобы съ младенчества содѣлать наше искупленіе. Господь, еще въ младенчествѣ предначиная страдать за насъ, изливаетъ капли Своей крови въ первые дни Своей жизни, и начинаетъ за насъ терпѣть и страдать изъ дѣтства, чтобы, когда возрастетъ въ мужа совершенна, пролить за насъ на крестѣ всю кровь Свою, для омовенія грѣховъ всего міра. Жизнь человѣческая полна трудовъ, которые начинаются утромъ жизни и оканчиваются вечеромъ ея. Съ утра — отъ пеленъ — Христосъ Богочеловѣкъ выходитъ на дѣло Свое, на труды, чтобы пребывать въ нихъ до того вечера, когда солнце померкнетъ и тьма будетъ до девятаго часа. Надъ чѣмъ-же Онъ трудится, что Онъ дѣлаетъ? Спасеніе наше содѣваетъ (Іоан. 5, 17). Съ утра начинаетъ сѣять капли крови Своей, чтобы къ вечеру собрать прекрасный плодъ нашего искупленія.
 
III. О Господи, сидящій въ вышнихъ на престолѣ со безначальнымъ Отцемъ и Божественнымъ его Духомъ! Ты благоволилъ родиться на земли отъ отроковицы, неискусомужной Твоей Матери. Поэтому Ты и былъ обрѣзанъ какъ осьмидневный младенецъ. Слава всеблагому Твоему совѣту, слава смотрѣнію Твоему, слава снисхожденію Твоему, едине Человѣколюбче (троп. праздн.). (Сост. Г. Д. по Ч. М. св. Дм. Ростовскаго). 
 
Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе.