Богоявление

В День Крещения Господня мы торжественно вспоминаем славное событие, когда Господь наш Иисус Христос, освятив Собой воды Иорданские, вышел на служение Божие. В этот день было установлено величайшее Таинство – омовения и просвещения - рождение новой жизни – Крещение. Благодать Божия, спасительная и цельбоносная, утешающая и возрождающая к вечной жизни, открылась в этот день и на всякий раз открывается, когда человек вступает в крестильную купель обновления. Что такое для человека Крещение? Это есть смерть греха в человеке, второе духовное рождение для чистой и праведной жизни в Боге Духом Святым.
 
Божественная благодать очищает, возрождает нас от внутренней душевной и духовной косности и омертвелости, открывая путь в Царство Небесное: «Истинно, истинно говорю… если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Что есть воды, в которые входит Господь? Это образ греховного, переменчивого мира, погрязшего в страстях и пороках, опасного погибелью и враждебного человеку. Омывающая сила принадлежит Господу – Великому Посреднику, Примирителю нашему с Богом Отцом. Сын Божий, погружаясь в стихию житейского моря, освящает ее и указывает нам путь к тихому пристанищу Своему…

С Крещения началось общественное служение Иисуса Христа (по Лк. 3: 21–23): «…Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати…» (Лк. 3: 21–23).

 
В День Крещения Иоанн Предтеча воочию убеждается, что Христос – обещанный Мессия и свидетельствует о Нем, как о Сыне Божием, по словам «Пославшего»: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1: 32–34). Крещение также называется Богоявлением, потому что в момент крещения Христа в водах Иордана на Него сошел Дух Святой в виде голубя и Бог Отец провозгласил Его Своим Божественным Сыном (Лк. 3:22), таким образом, состоялось явление Всей Пресвятой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.
 
Богоявлением событие Крещения именуется также в виду явления крещаемого Сына, свидетельствующего голоса Отца и являемого в зримом виде Духа Святого. Это явление было одновременным. Ввиду засвидетельствования Предтечей Христа - Сыном Божиим, посредством схождения Святого Духа от Отца (в виде голубя) и свидетельствующего гласа Отца: «и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»  (Лк. 3:22).
 
С вхождением Владыки твари в воды Иордана связано освящение Великой агиазмы – крещенской воды. «Погрузившись в воды, Он связал сильного» (Кирилл, свт. Иерусалимский. Поучения огласительные. III, 8). Но ныне в Церкви на праздник Богоявления: Дух Святый сходит на воду, чем освящается «вод естество» - так освящается Великая агиазма. Об этой связи говорит один из тропарей праздника: «Днесь вод освящается естество», где раскрывается изменение водной природы посредством вхождения Владыки Христа в воды Иордана. 
 
Освобождая мир от человеческих грехов, Он освящает весь тварный мир и как символ жизни – воду, делая ее не мертвой, но живой. Мир человеческий от грехов Господь освобождает истреблением грехов Своими страданиями и смертью на кресте, т.е. крестной жертвой. Вхождение Христа в воды Иордана – это образ победы Христа над властителем мира сего, т.е. все, крестившиеся христиане имеют возможность жизнью во Христе побеждать с Ним дьявола и грех.
 
В Церкви в праздник Богоявления ежегодно совершается великое чудо. Дух Святый, сходя на воду, делает ее нетленной; она не подвергается порче, остается прозрачной и свежей многие годы, получает благодать целить болезни, отгонять бесов и всякую злую силу, предохранять людей и их жилища от всякой опасности, освящать разные предметы, как для церковного, так и домашнего употребления. Описанная сила крещенской воды безусловна, то есть независима от веры человека. Сила Святого Духа освятила воду, но ее непосредственное действие при употреблении зависит от веры человека. Мы знаем случаи, когда освященная вода у кого-то портится, поскольку содержится без благоговения или у неверующего человека, и бывает употребляема не по назначению для сомнительных (языческих, суеверных) нужд. Святая вода должна быть используема полноправным членом Церкви, тогда ее действие, по вере, будет велико.
 
Материалы приходской Воскресной школы для взрослых