Прот. Леонидъ Колчевъ († 1944 г.) Поученіе въ недѣлю 5-ю Великаго поста.

Евангеліе отъ Марка, зач. 47 (X, 32-45).
 
Іисусъ Христосъ приходилъ на землю затѣмъ, чтобы избавить насъ отъ грѣха, проклятія и смерти. Для этого Онъ принесъ съ неба совершеннѣйшій законъ, въ основу котораго была положена любовь, и показалъ на собственномъ примѣрѣ какъ нужно исполнять его. Теперь Ему предстояли крестныя страданія, смерть, воскресеніе, вознесеніе на небо и ниспосланіе на вѣрующихъ Духа Святаго. Никто изъ людей не понималъ тогда этихъ плановъ Божественнаго домостроительства. На Мессію евреи смотрѣли, какъ на какого-то политическаго дѣятеля, Который прежде всего свергнетъ ненавистное имъ иго римлянъ, завоюетъ весь свѣтъ, возстановитъ славное царство Израиля и въ немъ первыя мѣста предоставитъ имъ — потомкамъ Авраама — избранному народу Божію. Несомнѣнно такими-же предразсудками были заражены и ученики Христовы.
 
Одна мысль о насильственной смерти Христа приводила ихъ въ ужасъ, и они прямо заявляли: Господи, не имать быти Тебѣ сіе (Матѳ. 16, 22). Поэтому необходимо было подготовить ихъ, чтобы они не смотрѣли на смерть Христа, какъ на нѣчто случайное и не пришли въ отчаяніе. Вотъ мы восходимъ въ Іерусалимъ, — говорилъ Христосъ ученикамъ своимъ, — какъ вы слышали въ нынѣ прочитанномъ евангеліи, — и Сынъ человѣческій преданъ будетъ первосвященникамъ и книжникамъ, и осудятъ Его на смерть и предадутъ Его язычникамъ; и поругаются надъ Нимъ, и будутъ бить Его, оплюютъ Его, и убіютъ Его, и въ третій день воскреснетъ. Что-то скоро должно быть очень важное, — очевидно такъ они поняли Христа, а потомъ наступитъ ожидаемое славное царство и потому нѣкоторые изъ нихъ заблаговременно поспѣшили съ просьбой ко Христу обезпечить имъ наиболѣе лучшія мѣста въ немъ. Не знаете чего просите, сказалъ Господь, и пророчески подъ образомъ чаши и крещенія указалъ имъ на ожидающія ихъ страданія въ мірѣ семъ. Что-же касается мѣстъ въ царствіи небесномъ, то это зависитъ не отъ Него, потому что это не милость или «уступка на просьбу», какъ разъясняетъ св. Василій Великій, а награда за подвигъ земной жизни.
 
Наше нынѣшнее положеніе до нѣкоторой степени напоминаетъ то, въ которомъ были евреи во времена земной жизни Іисуса Христа. Одни изъ насъ тамъ на родинѣ люди русскіе находятся подъ кровавымъ игомъ воинственнаго безбожія, другіе въ изгнаніи на чужбинѣ. И тѣ и другіе даже во время наивысшаго душевнаго напряженія одинаково мечтаютъ о славной — великой Россіи, объ ея возрожденіи, чтобы всѣмъ жилось въ ней свободно и привольно. Все это, конечно, правильно и вполнѣ законно, но какъ-бы намъ градъ земной не былъ дорогъ, Іерусалимъ небесный во всякомъ случаѣ долженъ быть неизмѣримо дороже. Слишкомъ мы привязались къ землѣ и живемъ, руководствуясь не столько правдой Божіей, сколько — человѣческой. Вѣдь не случайно и не напрасно выпало на нашу долю горе такое. Ищите прежде царствія Божія и правды Его, и сія вся приложатся вамъ, — говоритъ Господь (Матѳ. 6, 33). Кто-же будетъ спорить, что мы поступаемъ какъ разъ наоборотъ. Вотъ и результатъ. А можетъ быть Господь въ искушеніяхъ этихъ, какъ въ горнилѣ, очищаетъ золото сердца русскихъ людей, призванныхъ быть хранителями вѣры православной. Самъ Христосъ шелъ дорóгою Голгоѳской, сіе заповѣдалъ и намъ. Блажени изгнани правды ради, яко тѣхъ есть царствіе небесное. Блажени есте, егда поносятъ вамъ, и ижденутъ и рекутъ всякъ золъ глаголъ, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесѣхъ (Матѳ. 5, 10-12). Аминь.
 
Источникъ: Протоіерей Л. Колчевъ. Поученія на воскресные дни Постной и Цвѣтной Тріоди. // На 1938 годъ Русскій Церковный календарь. — Владимірово: Возстановленная Историческая Церковная Типографія Преподобнаго Іова Почаевскаго, 1938. — С. 14-15. [ос. паг.]