Гимнография Лазаревой субботы и Недели Ваий

Гимнография Лазаревой субботы и Недели Ваий

Гимнография будних дней седмицы Ваий свидетельствует о том, что она вся проникнута ожиданием торжественного входа в Иерусалим. Для гимнографов ветви, с которыми встречали Господа, являются образом добротворения, добродетелей.
 
Грzдeтъ, и3 и4детъ хrт0съ ко їеrли1му ћкw цRь, сэдS на жребsти џсли, kзhческое подклони1ти безсловeсіе под8 kрeмъ nц7Y.
 
СE грzдeтъ хrт0съ ко грaду виfфагjи, рaдуйсz лaзарево n§ество виfaніе, ћкw тебЁ покaжетъ чyдо вeліе, лaзарz возставлsz и3з8 мeртвыхъ.
 
Бlгоугот0висz виfaніе, ўкраси2 тво‰ б9eствєнныz вх0ды, разшири2 преддвє1ріz: сe бо вLка прих0дитъ со ґпcлы, nвчA своE њживлsz.
 
Съ добротворeніz вётвьми, и3 чистоты2 носsще в†іа, ўгот0вимсz вси2 хrтA срёсти, ко їеrли1му грzдyщаго ћкw бGа нaшего.
 
Добродётелей вBтви къ срётенію хrт0ву гот0вzще, нhнэ зовeмъ: бlгослови1те дэлA гDнz гDа.
 
В песнопениях седмицы Ваий упоминаются нищий Лазарь из притчи «о богаче и Лазаре (нищем)», а также Лазарь – друг Христов, брат Марфы и Марии из Вифании. В песнопениях седмицы Ваий нищему Лазарю уподобляется верующий, вопиющий о воскресении своей души, поскольку всякий грешник, подобно богачу, скован греховными страстями и пороками. Поэтому мы слышим вопль верующей, кающейся души: «Лазаря мя сотвори, нищего грехами…». Церковь призывает верующих «избегать немилосердия и бесчеловечия богача, а ревновать терпению и великодушию Лазаря».
 
Презрёвъ лaзарева и3справлє1ніz, неми1лостивагw богaтагw нрaвwмъ позави1дэхъ: бlгоутр0бне б9е, њбрати1въ мS ўщeдри, да тS слaвлю во вёки вс‰.(тропарь 8 песни трипеснца, утреня вторника)
 
Богaтый въ страстeхъ сhй, прелeстною лицемёріz њбложeнъ є4смь nдeждою, веселsсz въ ѕлhхъ невоздержaніz, и3 безмёрное немилосeрдіе показyю, презирaz м0й ќмъ, пред8 двeрьми повeрженный покаsніz, ѓлчущій всsкагw бlга, и3 болsщій невнимaніемъ мои1мъ: но ты2 гDи лaзарz мS сотвори2, ни1щаго грэхaми, да не кaкw трeбуzй, не получY пeрста њрошaюща, болёзнующу моемY љзhку въ негаси1момъ nгни2: въ нёдрэхъ же патріaрха ґвраaма всели2 менE, ћкw чlвэколю1бецъ.(стихира 5 гласа на «Господи, воззвах», вечерня среды)
 
С Лазарем четверодневным сравнивается в песнопениях связанная узами греха душа человека, пришедшая к духовной смерти. Потому верующие, подобно воскресшему Лазарю, просят и ждут освобождения души от греховных оков и воскресения от духовной смерти. Тема покаяния все еще продолжает поддерживаться в песнопениях седмицы Ваий, как последней покаянной седмицы, за которой последует Страстная, когда верующие уже будут всецело заняты не покаянной тематикой, а воспоминаниями Христовых страстей.  
 
Нhнэ мертвогрHбнаz гот0ви лaзаре мyдре, скончaешисz бо t жи1зни, ќтрw ўмрeти и3мhй, гр0бъ ўзри2, в8оньже всели1шисz: но тебE хrт0съ пaки њживи1тъ, воздви1гъ четвероднeвна.(трипеснец, песнь 9, утреня вторника)
 
Лaзарь днeсь ўмeрый и3зн0ситсz, дрyгъ хrт0въ, и3 рыдaютъ сyщіи съ марjею и3 мaрfою вси2: хrт0съ же рaдостію прих0дитъ къ немY, показaти лю1демъ, ћкw т0й є4сть жив0тъ всёхъ.(трипеснец среды, песнь 8, утреня среды)
 
Каждый день седмицы Ваий говорит о том, что вся она построена по хронологическому принципу - каждый день последовательно  вспоминаются события, предшествовавшие воскрешению Лазаря.
 
Понедельник — Господь получает весть о болезни Лазаря и говорит, что она не к смерти, но к славе Божией:Днeсь хrтY kвлsетсz, њб8 nнY странY їoрдaна ходsщу, болёзнь лaзарева, и3 ћкw провёдецъ глаг0летъ: болёзнь сіS нёсть нhнэ къ смeрти.
 
Вторник — Лазарь болеет второй день и умирает:Нhнэ мертвогрHбнаz гот0ви лaзаре мyдре, скончaешисz бо t жи1зни, ќтрw ўмрeти и3мhй, гр0бъ ўзри2, в8оньже всели1шисz: но тебE хrт0съ пaки њживи1тъ, воздви1гъ четвероднeвна.
 
Среда — Лазаря погребают, Христос идет его воскресить:Днeсь лaзарь ўмeрый погребaетсz, и3 рыдaніе пою1тъ сегw2 срHдницы, ћкоже прови1децъ и3 бGъ, стrть предрeклъ є3си2: лaзарь ќспе, ў§нкHмъ провэщaz, но нhнэ и3дY воскреси1ти є3г0же создaхъ. сегw2 рaди тебЁ вси2 вопіeмъ: слaва держaвэ крёпости твоеS.
 
Четверг — Лазарь второй день во гробе:Двоедeнствуетъ днeсь лaзарь ўмeрый, и3 њ сeмъ проливaютъ печaли слeзы срHдницы, марjа съ мaрfою, кaмень предви1дzщи гр0бный. предстA зижди1тель съ свои1ми ў§нки2, смeрть плэни1ти, дaруzй жив0тъ. тёмже вопіeмъ є3мY: гDи слaва тебЁ.
 
Суббота — Христос воскрешает четверодневного Лазаря:И#ст0чникъ премyдрости и3 предвёдэніz, во виfaнію пришeдъ, съ мaрfою сyщихъ вопрошaлъ є3си2: гдЁ положи1сте, рeкъ, дрyга, лaзарz; є3гHже рaди прослези1въ бlгоутр0бне, четвероднeвна мeртва воскRси1лъ є3си2 глaсомъ твои1мъ чlвэколю1бче и3 щeдрый, ћкw жизнодaвецъ и3 гDь.
 
Согласно Постной Триоди, Святая Четыредесятница оканчивается в Пяток шестой седмицы поста. Об этом говорится в самогласне дня в вечер пятка:Душеполeзную соверши1вше четыредесsтницу, и3 с™yю седми1цу стrти твоеS, пр0симъ ви1дэти чlвэколю1бче, є4же прослaвити въ нeй вели6чіz тво‰, и3 неизречeнное нaсъ рaди смотрeніе твоE, є3диномyдреннw воспэвaюще: гDи слaва тебЁ.
 
Лазарева суббота празднуется перед Входом Господним в Иерусалим, потому что события воскрешения Лазаря и торжественный въезд Господа в Иерусалим взаимосвязаны. Первое предшествует второму по причине неслыханного и невозможного доселе чуда - воскрешения четверодневно лежащего во гробе усопшего – которое совершил именно Христос. После такого величайшего события, множество народа, узнавшего об этом чуде, собралось в Иерусалиме, где Господа приняли как царя с победоносными ветвями в руках, поскольку по еврейскому обычаю царей победителей торжественно сопровождали процессией с пальмовыми ветвями. Как царя, потому что от Христа ждали счастливого царствования земного. На самом же деле Христос совершением такого чуда предзнаменовал свое трехдневное и всеобщее воскресение, и истинную величайшую победу над смертью и адом. На единство праздников указывает и их общий тропарь: «Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне».
 
Во ќтрій [же] дeнь нар0дъ мн0гъ при­шeдый въ прaздникъ, слhшав­ше, ћкw їи7съ грzдeтъ во їеrли1мъ, пріsша в†іа t­ ф‡нікъ, и3 и3зыд0ша въ срётеніе є3мY, и3 звaху [глаг0люще]: њсaн­на, блгcвeнъ грzдhй во и4мz гDне, цр7ь їи7левъ. W#брётъ же їи7съ nслS, всёде на нE, ћкоже є4сть пи1сано: не б0йсz, дщи2 сіHнz: сE цр7ь тв0й грzдeтъ, сэдS на жребsти џсли. Си1хъ же не разумёша ўчн7цы2 є3гw2 прeжде: но є3гдA прослaвисz їи7съ, тогдA помzнyша, ћкw сі‰ бhша њ нeмъ пи6сана, и3 сі‰ сотвори1ша є3мY. Свидётел­ст­воваше u5бо нар0дъ, и4же бЁ [прeжде] съ ни1мъ, є3гдA лaзарz воз­гласи2 t­ гр0ба и3 воскреси2 є3го2 t­ мeртвыхъ: сегw2 рaди и3 срёте є3го2 нар0дъ, ћкw слhшаша є3го2 сіE сотв0рша знaменіе. [(ҐЗа? 42.Ґ)] Фарісeє u5бо рёша къ себЁ: ви1дите, ћкw никazже п0льза є4сть; сE мjръ по нeмъ и4детъ. (Ин. 12:12-19).
 
Признаки воскресного богослужения на утрене Лазаревой субботы:
· «Ангельский собор удивися» (тропари по «Непорочнех» после 17 кафизмы).
·«Воскресение Христово видевше».
·«Свят Господь Бог наш».
·«Стихиры на хвалитех» поются на 8.
·Богородичен: «Преблагословенна еси, Богородице Дево…».
 
Общий тропарь Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим: «Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне».
 
Богословский смысл уставного предписания - уверение во всеобщем воскресении из мертвых, подобно воскресшему Лазарю, ведь уже в этом чуде мы видим ожидаемое Христово воскресение. За богослужением Лазаревой субботы звучат воскресные мотивы, предвосхищая, по сути, своей пасхальной радостью предстоящее истинное событие воскресения Христова. Углубляясь в богословский смысл богослужебных текстов, можно увидеть свидетельство о человеческой и Божественной природах Христа: «Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже».
 
Особенность Литургии Лазаревой субботы в том, что вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся...», что указывает на древнюю традицию соединения с Божественной литургией Таинства Крещения. Тропарь праздника Входа Господня в Иерусалим «Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен грядый во Имя Господне» также напоминает об этой традиции. Он основан на двух текстах из посланий апостола Павла: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились… Ибо если мы соединены с ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним» (Рим 6:3, 5-6), «Бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою» (Кол. 2:12).
 
В нескольких местах всенощной под Вход Господень в Иерусалим семь раз повторяется стихира: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних».
 
В этом тексте говорится о таинственном смысле истинной христианской жизни, для которой Господь собрал верующих, объединив в Церкви Божественной благодатью, чтобы христиане, взяв каждый свой крест, тем самым разделили тяжесть креста с Господом, грядущим на вольные страдания. По сути, мы не только должны горячо стремиться спострадать Христу в дни воспоминания Его страстей, но и всей своей жизнью быть христианами, терпеливо переносящими скорби, несущими свой Крест, тем самым следуя по пути Христа: «гряди вслед мене» (Мф. 19:21) - призывает Господь!

На всенощной после чтения Евангелия, во время чтения 50 псалма совершается крестообразное со всех сторон каждение общего пучка веток вербы (ваий), затем священник читает особую молитву на освящение ваий и кропит их святой водой. В момент целования Евангелия и помазания св. елеем веточки раздаются верующим, чтобы во время чтения канона молящиеся более реалистично воспринимали воспоминаемые события того важного момента входа Господня в Иерусалим, когда с ветвями ваий встречал Христа народ. Таким образом, христиане проникаются в события праздника всем своим существом и духовно, и телесно.
 
Русская традиция «шествия на осляти» в XVI  веке в Москве представляла собой крестный ход в Вербное Воскресенье на праздник Входа Господня в Иерусалим в сопровождении инсценированным въездом Господа в Иерусалим на осле. Христа в этот момент представлял патриарх, осла (лошадь) вел под уздцы государь. Это было символом превосходства духовной власти над царской. Впереди всей этой процессии везли украшенное вербное дерево. Шествие проходило от Успенского собора до Входо-Иерусалимской церкви и возвращалось обратно. Позже шествие стало проходить от Успенского собора Московского Кремля в собор Покрова на Рву, где во Входо-Иерусалимском приделе совершалось недолгое богослужение, и шествие возвращалось в Успенский собор. Патриарх Никон разграничивал царскую и священническую власть землей и небом, поддерживая эту традицию. С его времени «шествие на осляти» начиналось у Лобного места, до которого патриарх должен был идти пешком, далее процессия двигалась в Успенский собор. Молитвы и чтение Евангелия и подношение патриархом царю ветвей ваий, предваряли шествие. Впереди процессии под праздничные песнопения шли дворяне, дьяки и пр. мл. чины. Далее в повозке ехала верба, за которой шли бояре, окольничие... За ними патриарх на «осляти», ведомый царем. В Успенском соборе совершалась служба, после которой патриарх благословлял вербу и дарил наряженные подарками ветви с дерева всех участников праздника. Патриарх Никон усиливал значение и авторитет патриаршества. Обряд прекратил свое существование в конце 17 века при Петре I, который счел обряд унизительным по отношению к царской власти.
 
Материалы приходской Воскресной школы для взрослых