Содержание песнопений Пасхи

В ирмосах пасхального канона прп. Иоанн Дамаскин переосмысливает библейские песни в контексте Воскресения Христова. Например, в ирмосе первой песни канона слова «победную поющее» отсылают нас к первой библейской песне – победной песне израильтян после перехода через Чермное море. Только библейской песне победа – это избавление от войск фараона, а в ирмосе – избавление от смерти. И еще в ирмосе используется образ перехода «от смерти бо к жизни, от земли к небесе Христос Бог нас приведе»: как Моисей вывел израильский народ из египетского рабства, так Христос привел нас «от смерти к жизни».
 
Песнь 4.
Ирмос: На Боже́ственней стра́жи / богоглаго́ливый Авваку́м / да ста́нет с на́ми и пока́жет / светоно́сна А́нгела / я́сно глаго́люща: / днесь спасе́ние ми́ру, / я́ко воскре́се Христо́с, / я́ко всеси́лен.
 
«На Божественной страже» - это почти дословное начало книги пророка Аввакума 2:1. Божественная стража – это стража ума человека, всецело устремленная к Божественному разумению, пророк Аввакум стоял на страже по полученному от Богу достоинству созерцания первосвященства. И далее в четвертой библейской песне мы слышим о плодах этой стражи – видениях пророка: «Господи, услышах слух Твой и убояхся; Господи, разумех дела Твоя и ужасохся. Посреде двою животну познан будеши. Внегда приближитися летом, познаешися; внегда приити времени, явишися; внегда смутитися души моей во гневе, милость Твою помянеши». «Яко всеси́лен» - всесилие или всемогущество Бога пророк Аввакум в четвертой песни описывает очень подробно, как праведно гневающегося на врагов и истребляющего их, ради спасения народа Своего – «днесь спасе́ние ми́ру». В ирмосе мы слышим призыв встать на стражу с нами в этот светоносный день и пророка Аввакума, который некогда созерцал всемогущество, величие и любовь Бога: «Покры небеса добродетель Его, и хвалы Его исполнь земля. И сияние Его яко свет будет, рози в руках Его, и положи любовь державну крепости Своей». Имя пророка Аввакума означает «отец пробуждения», что связывает тему воскресения Христа со смыслом пробуждения Господа, т.е. спасением мира в этот день пробуждения, о чем было ясно показано Ангелом в видении Аввакуму.
 
Песнь 5.
Ирмос: У́тренюем у́треннюю глубоку́, / и вме́сто ми́ра песнь принесе́м Влады́це, / и Христа́ у́зрим / пра́вды Со́лнце, / всем жизнь возсия́юща.
 
«От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже» - это начало пятой библейской песни четко связывает мысль пророка с темой Воскресения Христова в начале ирмоса пятой песни пасхального канона, только пророк имеет ввиду взыскание и стремление к Богу во внутренности своей и ночью, и ранним утром, а пасхальная песнь призывает этими словами верующих и глубокой ночью, и «зело рано» (Лк. 24:1) воспеть воскресшего Спасителя. Все христиане призываются бодрствовать в эту светоносную ночь, пребывать в пасхальных песнопениях и славословиях до самого утра, потому что восторжествовала правда Божия - «зане свет повеления Твоя на земли. Правде научитеся живущии на земли. Воскреснут мертвии, и востанут, иже во гробех, и возвеселятся, иже на земли» - «пра́вды Со́лнце, / всем жизнь возсия́юща».
 
Песнь 6.
Ирмос: Снизше́л еси́ в преиспо́дняя земли́, / и сокруши́л еси́ вереи́ ве́чныя, / содержа́щия свя́занныя, Христе́, / и тридне́вен, я́ко от ки́та Ио́на, / воскре́сл еси́ от гро́ба.
 
«Из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой… Возлияся вода до души моея, бездна обыде мя последняя… снидох в землю, еяже вереи ея заклепи вечнии» - этот вопль пророка Ионы прообразует пребывание во аде заключенных, куда по милости и человеколюбию снизше́л еси́ Господь (в преиспо́дняя земли́), сокрушая те вечные оковы, которые не были подвластны ранее никому, даруя свободу всем воскресением Своим. Дословный текст о сокрушении вереев мы находим у пророка Исайи (Ис. 45:2-3). По словам прп. Максима Исповедника, земля в тексте пророка Ионы – это пороки и грехи человеческой плоти, а засовы вечные – это страсти, которыми приковано человеческое естество к земному. Подобно тридневно пребывающему во чреве кита Ионе, тридневно пребывающий в недрах земли Господь «воскре́сл еси́ от гро́ба», даруя нам победу над грехом, страстями и смертью.
 
В основе пасхального канона лежат Слова свт. Григория Богослова 1-е "На Пасху" и 45-е «На Святую Пасху». 
 
Слово 1 «На Пасху»
 
Песнь 1.
Ирмос: Воскресе́ния день, / просвети́мся, лю́дие. / Па́сха, Госпо́дня Па́сха, / от сме́рти бо к жи́зни, / и от земли́ к небеси́, / Христо́с Бог нас преведе́, / побе́дную пою́щия.
 
Воскресения день есть самое благоприятное начало, чтобы просветить свои души торжеством великого праздника - уступим все Воскресению, употребив доброе принуждение; изберем этот день началом попечения о добром, чтобы Воскресший ныне из мертвых Господь и нас обновил Духом, прохождением «от смерти бо к жизни» сделав нас новыми людьми, новой тварью, которая со Христом и умирает охотно и воскресает, «преведе от земли́ к небеси́».
 
Песнь 3.
Вчера́ спогребо́хся Тебе́, Христе́, / совостаю́ днесь / воскре́сшу Тебе́, / сраспина́хся Тебе́ вчера́, / Сам мя спросла́ви, Спа́се, во Ца́рствии Твое́м.
 
Вчера я распинался, умирал и погребался со Христом, ныне прославляюсь с Ним, оживаю и воскресаю Его воскресением.
 
Песнь 4.
Я́ко единоле́тный а́гнец, / благослове́нный нам вене́ц Христо́с, / во́лею за всех закла́н бысть, / Па́сха чисти́тельная, / и па́ки из гро́ба кра́сное / пра́вды нам возсия́ Со́лнце.
 
Святитель Григорий напоминает верующим подробности оплакивания Египетских первенцев (10 казнь), сравнивая нашу жизнь, порабощенную плоти с порабощением израиля в Египте. Вчера волею за нас заклан был Агнец, «помазаны двери, Египет оплакивал первенцев; мимо нас прошел погубляющий, печать для него страшна и досточтима», и его Святою чистейшей кровью мы очищены и ограждены, так, что беспрепятственно празднуем Пасху Христову - праздник исшествия к воссиявшему нам правды Солнцу.
 
Слово 45-е «На Святую Пасху».
 
Песнь 4.
Ирмос: На Боже́ственней стра́жи / богоглаго́ливый Авваку́м / да ста́нет с на́ми и пока́жет / светоно́сна А́нгела / я́сно глаго́люща: / днесь спасе́ние ми́ру, / я́ко воскре́се Христо́с, / я́ко всеси́лен.
 
«На стражу мою стал» (Ав. 2:1), по слову пророка и данной по Духу благодати созерцания, святитель стремится посмотреть и узнать показанное и сказанное пророку Аввакуму. «Я стоял и смотрел: и вот муж, восшедший на облака, муж весьма высокий, и образ его как вид Ангела (Суд. 13:6), и одежда его, как блистание летящей молнии. Он воздел руку к востоку, воскликнул громким голосом (а глас его, как глас трубы, и вокруг его как бы воинство небесное) и сказал: «Ныне спасение миру, миру видимому и миру невидимому!» (свт. Григорий Богослов).
 
Песнь 7.
Я́ко вои́стинну свяще́нная, / и всепра́зднственная сия́ спаси́тельная нощь, / и светоза́рная, / светоно́снаго дне, / воста́ния су́щи провозве́стница, / в не́йже безле́тный Свет из гро́ба пло́тски всем возсия́.
 
Святая пасхальная ночь - светоно́снаго дне, / воста́ния су́щи провозве́стница - «образ великого света, света, каким небо сияет свыше, озаряя целый мир своими красотами, света премирного, который в ангелах, первой светлой природе после Первого Естества, из Него источается, – и Света в Троице, Которой составлен всякий свет, от неделимого Света разделяемый и украшаемый. Но прекраснее и блистательнее нынешняя светозарность, потому что вчерашний свет был предтечей великого и воскресшего Света, и как бы предпраздничным весельем; а ныне празднуем само воскресение, не ожидаемое еще, но уже совершившееся и примиряющее собой весь мир» (свт. Григорий Богослов).
 
На пасхальном богослужении мы часто слышим группу текстов, начинающихся словами «Пасха священная нам днесь показася». Группа текстов, начинающаяся словами «Пасха священная нам днесь показася» - это стихиры Пасхи. Они находятся в Цветной Триоди, на богослужении пасхальной утрени и на недельных вечернях. Звучат всю светлую седмицу на утрене, а также на недельных вечернях второго периода празднования Пасхи.
 
2 цитаты из стихир: «Па́сха, Госпо́дня Па́сха! / Па́сха всечестна́я / нам возсия́. Па́сха, / ра́достию друг дру́га обы́мем»; «друг дру́га обы́мем. / Рцем бра́тие, / и ненави́дящим нас, / прости́м вся Воскресе́нием» - «Пасха! Господня Пасха!»; «обнимем друг друга. Скажем: братья, и ненавидящим нас (Ис. 66:5), особенно тем, которые из любви что-нибудь сделали или потерпели. Уступим все Воскресению; простим друг друга…» (свт. Григорий Богослов).
 
Что означают слова Пасхального эксапостилария "Пасха нетления","Адама воздвиг от тли"и пасхального канона «Страстию смертное в нетления облачи благолепие» (ирмос 7 песни)? О каком тлении и нетлении идет речь?
 
«Пасха нетления» - переход от тления к нетлению, от смерти к жизни, от разложения к обожению. Господь, воскресив в себе наше человеческое естество, даровал ему нетление, перерождение, обновление. «Адама воздвиг от тли» - в воскресшем Спасителе Адам возрождается от смертоносной тли. Адам, усвоивший через грехопадение процесс распада в теле и душе, воскресением Христа врачуется, восстанавливается в обновленном состоянии, тление побеждено Христом, и болезни тления сокрушены и истреблены вместе со смертью. Пасха нетления вселяет надежду и открывает возможность верующим достичь обожения и войти в Царство Небесное, закрытое когда-то грехом и тлением.
 
«Страстию смертное в нетления облачи благолепие» (ирмос 7 песни) – восприняв человеческое естество при воплощении, Господь своим страданием по человечеству упраздняет тление и смерть, облекая смертного человека в благолепие бессмертия.
 
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
 
Материалы приходской Воскресной школы для взрослых