Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слова и поученія, произнесенныя въ 1907-1908 годахъ. Слово на день св. Пятьдесятницы или сошествія Святаго Духа на Апостоловъ.

Исторія и смыслъ праздника [1].
 
При наступленіи дня Пятьдесятницы, всѣ Апостолы и вѣрующіе были единодушно вмѣстѣ, и внезапно сдѣлался шумъ съ неба, какъ-бы отъ несущагося сцльнаго вѣтра, и наполнилъ весь домъ, гдѣ они находились, и явились имъ раздѣляющіеся языки, какъ бы огненные и почили по одному на каждомъ изъ нихъ, и исполнились всѣ Духа Святаго, и начали говорить на иныхъ языкахъ, какъ Духъ давалъ имъ провѣщавать (Дѣян. 2, 1-4).
 
Пресвятая Троица, даруй мнѣ слово на день Твой! Да будетъ слово мое, бреннаго человѣка достойно — насколько возможно — Твоей святыни, благости и правды, Твоей премудрости, Твоего милосердія и щедротъ къ падшему человѣческому роду, Твоего свѣта неприступнаго, Твоей красоты! Вотъ чѣмъ я начинаю слово въ великій день Пятьдесятницы, или сошествія Святаго Духа на Христовыхъ Апостоловъ и на всѣхъ вѣрующихъ, именно посильною хвалою Троицѣ.
 
А вы, братія и сестры, чада Церкви святой, соборной и Апостольской со вниманіемъ его послушайте. Предметъ слова — высочайшій, какъ превысокъ надъ всѣмъ созданіемъ своимъ Господь Богъ безначальный, троичный Лицами и единый въ Существѣ Своемъ.
 
Въ просторѣчіи день этотъ называется Троицынымъ днемъ, потому что въ сей день торжественно открылась Святая Троица — Богъ Отецъ, пославшій Духа Святаго Апостоламъ по ходатайству Сына Своего Господа Іисуса Христа; и Духъ Святый отъ Отца исходящій и чрезъ Сына нисшедшій на Апостоловъ и умудрившій ихъ вѣщать о великихъ дѣлахъ Божіихъ на разныхъ языкахъ, которымъ они научились и коихъ не знали.
 
Духъ Святый просвѣтилъ и возродилъ Апостоловъ и все собраніе въ горницѣ такъ, что они сдѣлались новыми людьми, очищенными отъ всякаго грѣха, отъ всякой страсти плоти и духа, — освѣтились и утвердились непоколебимо въ вѣрѣ, надеждѣ и любви, при полной Божественной свободѣ, данной имъ чрезъ Христа Духомъ Святымъ; и сдѣлались способными пронести проповѣдь о Христѣ Спасителѣ во всѣ концы міра; и насадить вѣру въ Него, безъ которой никому невозможно спастись и начать новую жизнь; ибо кто во Христѣ, тотъ — новая тварь (2 Кор. 5, 17).
 
Чтобы осмыслить, какъ должно настоящій праздникъ Пятьдесятницы или чудеснаго сошествія Святаго Духа — всеблагого, всемогущаго Творца, Просвѣтителя, Обновителя и Утѣшителя словесной твари, — вспомнимъ, по руководству слова Божія, какимъ былъ сотворенъ человѣкъ Богомъ въ началѣ и какимъ онъ сталъ по своемъ вольномъ паденіи. Хотя тысячу тысячъ разъ всѣмъ извѣстно, но повторимъ и еще извѣстное, что человѣкъ сотворенъ по образу и подобію Божію съ безсмертною душею, съ свободною волею и съ двумя возможностями — утвердиться навсегда въ святости и послушаніи Творцу чрезъ исполненіе какой либо заповѣди, и вѣчно не грѣшить и не умирать, — и съ возможностью преступить заповѣдь Творца и подвергнуться грѣху и смерти и всѣмъ безчисленнымъ вреднымъ послѣдствіямъ своеволія, — и изъ существа добраго простаго, стать злымъ и лукавымъ; ибо одинъ Богъ не можетъ никогда пасть и измѣниться. Заповѣдь Творца была нарушена: человѣкъ впалъ въ непослушаніе и лукавство, раздвоился, сталъ чувствовать мучительную склонность ко всякому злу и неестественное равнодушіе и холодность, неблагодарность къ Богу, излившему на человѣка всякія милости для души и тѣла.
 
Человѣкъ долженъ былъ закалить себя, какъ закаляется глинянный горшокъ въ огнѣ, чрезъ исполненіе заповѣди Творца и остаться твердымъ въ преданности Ему: а онъ закала и испытанія не выдержалъ, но хотѣлъ выдержать и — разбился, — сдѣлался лукавымъ и смертнымъ и таковымъ стало все человѣчество отъ него происшедшее. — Каждый человѣкъ сталъ чувствовать въ себѣ войну и натискъ грѣховныхъ страстей, вражду къ Богу Творцу, противленіе Его законамъ, склонностъ ко всякому беззаконію; люди стали враждовать и между собою, воевать другъ съ другомъ и чтобы зло не сдѣлалось своро всеобщимъ и люди не истребили другъ друга, Господь смѣшалъ языки человѣковъ; они не стали понимать другъ друга и принуждены были разойтись въ разныя стороны. Человѣкъ палъ по хитрому обольщенію змія человѣкоубійцы, какъ младоумный, неопытный, — и подвергся страшнымъ бѣдствіямъ грѣха, проклятія и смерти.
 
По человѣколюбію къ падшему Творецъ Самъ восхотѣлъ быть Его Искупителемъ и Спасителемъ и взять на Себя грѣхъ рода человѣческаго подъ условіемъ вѣры человѣка въ своего Искупителя и послушанія Ему. Господь, какъ премудрый Врачъ Своего созданія, врачуетъ подобнымъ подобное; Творецъ принимаетъ на себя образъ человѣка, пребывая Богомъ; растетъ и живетъ съ человѣками — общится, единится съ ними, бесѣдуетъ съ ними, просвѣщаетъ ихъ Божественнымъ словомъ, учитъ ихъ притчами и простыми заповѣдями, врачуетъ болѣзни, воскрешаетъ мертвыхъ; изгоняетъ бѣсовъ; какъ Богъ повелѣваетъ всѣми стихіями природы, страдаетъ за грѣхи людей какъ повинный, будучи ни въ чемъ невиновенъ, ни въ единомъ грѣхѣ, чтобы заплатить долгъ правосудію Божію; побѣждаетъ смерть и воскресаетъ изъ мертвыхъ, всѣхъ увѣривъ въ будущемъ общемъ воскресеніи, и по сорокадневномъ пребываніи послѣ воскресенія и многократныхъ осязательныхъ явленій ученикамъ, возносится на небо и получаеть и по человѣчеству власть надъ всѣмъ міромъ. Славно премудро до конца совершилъ Господь дѣло Отца Своего небеснаго.
 
Особенно важнѣйшимъ дѣломъ Его было приготовить учениковъ, какъ посланниковъ въ міръ, какъ просвѣтителей и учителей человѣческаго рода, — какъ соль земли, какъ свѣтъ міра, — и Онъ въ продолженіи трехъ лѣтъ училъ ихъ великому дѣлу святаго Своего посольства и спасенію человѣковъ. По Своемъ вознесеніи на небеса надобно было послать имъ Духа Святаго именно въ видѣ огненныхъ языковъ, чтобы просвѣтить ихъ, изварить ихъ грѣхъ, укрѣпить въ правдѣ, обожить ихъ и сдѣлать ихъ столпами вѣры и Церкви Своей. И это величайшее чудо совершилось въ день Пятьдесятницы, т. е. послѣ пятидесяти дней послѣ славнаго Его воскресенія и въ десятый по вознесеніи на небо, — и съ того времени Духъ Святый пребываетъ въ Цервви Христовой и будетъ въ ней до окончанія вѣка, чтобы могущественно совершать спасеніе вѣрующихъ. Онъ и совершаетъ во всѣхъ насъ вѣрующихъ чудное дѣло спасенія на сколько кто имѣетъ вѣры и усердія.
 
Кто изъ васъ этого не знаетъ, не чувствуетъ? Кто не испыталъ на себѣ благодати прощенія грѣховъ, утѣшенія въ сердцахъ и совѣсти послѣ сердечнаго покаянія во грѣхахъ и послѣ причащенія святыхъ животворящихъ тайнъ? А это совершается Духомъ Святымъ. Кто не испыталъ на себѣ утѣшенія и радости при совершеніи богослуженія благочинномъ и благоговѣйномъ, или при слушаніи и чтеніи слова Божія? Кто не испыталъ на себѣ обновленія благодатнаго? Ибо Духомъ Святымъ всякая тварь словесная обновляется. — Очищаетъ отъ скверны грѣха и очищается.
 
Празднуйте же въ радости этотъ великій день сошествія Святаго Духа на Апостоловъ и на Церковь Христову, и старайтесь быть достойными ея членами. Святому Духу всякая всеспасительная вина, аще коему Сей по достоянію (по достоинству) дхнетъ (вдохнетъ), скоро вземлетъ отъ земныхъ, возращаетъ, восперяетъ, устрояетъ горѣ (Антифонъ). Аминь.
 
Примѣчаніе:
 
[1] Получено по почтѣ изъ Череповеца.
 
Источникъ: Протоіерей Iоаннъ Ильичъ Сергіевъ (Кронштадтскій). Слова и поученія, произнесенныя въ разныхъ мѣстахъ служенія въ 1907-8 гг. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1908. — С 12-16.

slovo.russportal.ru