Собор святых Церкви Русской

Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ-Францисскій († 1966 г.) 
Слово въ недѣлю Всѣхъ святыхъ въ землѣ Россійской просіявшихъ.

 
Праздникъ Всѣхъ святыхъ въ землѣ Россійской просіявшихъ — всѣхъ святыхъ, которыхъ возрастила Русская Церковь, Русская земля. Нынѣ праздникъ духовнаго неба надъ Россіей. То небо широко простирается, начиная отъ святаго князя Владиміра и блаженной княгини Ольги. Они были какъ бы корни всѣхъ святыхъ въ землѣ Россійской просіявшихъ. Возросъ великій сонмъ, великое древо святости. Правда, еще и до Великаго князя Владиміра были святые, праведные, просіявшіе тамъ, гдѣ нынѣ земля Русская. Тѣ части, которыя нынѣ составляютъ предѣлы Россіи еще и прежде того какъ онѣ вошли въ составъ земли Россійской просіяли святыми угодниками Божіими.
 

Херсонесъ хвалится семью епископами еще въ первыя времена посѣщавшими тотъ край, такъ же впослѣдствіи Кириллъ и Меѳодій проповѣдывали тамъ. Въ Херсонесѣ крестился Великій князь Владиміръ и вмѣстѣ съ мощами древняго священномученика Климента Римскаго онъ принесъ Вѣру Православную въ Кіевъ, положилъ тамъ начало возрастанія Церкви Русской. Нынѣ мы и празднуемъ всѣхъ тѣхъ угодниковъ Божіихъ — преподобныхъ Антонія и Ѳеодосія и прочихъ многихъ чудотворцевъ Печерскихъ, всѣхъ преподобныхъ въ землѣ Россійской просіявшихъ, тѣхъ святителей, которые утверждали православіе, стяжали христіанство землѣ Русской, которые утверждали въ народѣ вѣру и благочестіе, тѣхъ святыхъ, которые притворились безумными, а въ дѣйствительности были мудры и своими кажущимися смѣшными поступками сами смиряли свою гордость, учили дѣтей преклоняться передъ святостью и слѣдовать Евангелію. Прославляемъ многихъ угодниковъ Божіихъ, которые въ разныхъ концахъ просіяли въ землѣ Россійской; тѣхъ страстотерпцевъ, которые терпѣливо перенесли ниспосланныя имъ страданія и, наконецъ, тѣхъ мучениковъ, которые въ маломъ чинѣ просіяли въ древности, но сейчасъ обильно кровью своей полили всѣ клочки земли Русской. Земля освятилась ихъ кровью, воздухъ освятился отъ восхожденія ихъ душъ. Небо надъ Русью освятилось тѣмъ ликомъ святыхъ угодниковъ Божіихъ, которые сіяютъ надъ ней. Безчисленное ихъ множество.

Есть чудная книга недавно написанная — «Святая Русь». Крестъ святости русской тамъ подробно изложенъ. Изъ этой книги можно узнать, какъ святость укоренялась и возрастала въ Россіи, какъ отъ однихъ святыхъ духовно происходили другіе, какъ между собой они были связаны и все то представляетъ дѣйствительно златую цѣпь святости земли Русской. Мы всѣхъ ихъ празднуемъ нынѣ, всѣхъ которыхъ невозможно даже перечислить. Мы видимъ дивныхъ святителей, которые укрѣпляли идею Русскую своимъ пастырскимъ дѣланіемъ. Мы видимъ какъ Русская земля славилась не только подвигами царей, бояръ, воиновъ, но и какъ ея части съ возрастомъ духовно связывались между собой этой святостью. Вотъ почему и называлась Русь Святой Русью — не потому что не было грѣховъ, не было беззаконія, — нѣтъ, всегда гдѣ только есть люди, были и будутъ грѣхи и беззаконія.
 

Съ грѣхопаденія нашихъ прародителей въ міръ вошло зло, но всякое зло никогда не представлялось идеаломъ и даже терпимымъ въ землѣ Русской. Было зло, но послѣ того каялись. Каялись даже разбойники; тѣ которые заканчивали жизнь на плахѣ, и то въ большинствѣ своемъ вспоминали передъ смертью Господа Іисуса Христа, кланялись народу, прося прощеніе въ тѣхъ преступленіяхъ, которыми они вносили соблазнъ и просили молиться за упокой ихъ душъ. Такъ было въ древности, такъ было въ русской исторіи, ту святость и сейчасъ еще хранитъ земля Русская. И хвалимъ всѣхъ святыхъ, которые подвигами всей жизнью землѣ Русской показывали примѣръ той святости. Вотъ Великій князь Владиміръ и Блаженная княгиня Ольга — то исторія князей просіявшихъ какъ угодники Божіи. Почему они святые? Потому, что хотя они изстари имѣли въ рукахъ своихъ власть, имѣли въ рукахъ своихъ большія богатства, они не плѣнялись богатствомъ, не были имъ порабощены. То богатство и та власть служили или для того, чтобы дѣлать добро, или для того, чтобы другимъ людямъ дать возможность жить по заповѣдямъ Божіимъ. А другіе угодники Божіи уходили въ пещеры, удалялись въ дремучіе лѣса, пустыни, однако тамъ они дѣлались магнитами, которые духовно привлекали искавшихъ укрѣпленіе душъ своихъ. И тѣ преподобные, которые уходили и старались быть неизвѣстными, — ихъ неизвѣстность становилась извѣстной и къ нимъ устремлялись люди. Они сіяютъ намъ изъ глубины вѣковъ въ наши времена. Господь прославилъ ихъ дѣла, прославилъ ихъ мощи святыя чудесами и понынѣ они являются проповѣдниками во славу Божію. Преподобный Сергій — сколько лѣтъ онъ прожилъ одинъ въ дремучемъ лѣсу, гдѣ не было никого кромѣ звѣрей. По сей день св. Троицѣ-Сергіева лавра привлекаетъ вѣрующихъ со всѣхъ концовъ не только Руси, но можно сказать, со всѣхъ концовъ и предѣловъ вселенной. И ничѣмъ другимъ она не славится, какъ подвигомъ преподобнаго Сергія и тѣхъ святыхъ, которые его ученіемъ спасались. И нынѣ она является какъ бы сердцемъ Земли Русской, вмѣстѣ съ первопрестольнымъ нашимъ градомъ Москвой, которая не только сіяетъ богатствомъ и древними постройками, но святостью тѣхъ святыхъ, которые тамъ подвизались и чьи мощи тамъ почиваютъ.

Мы прославляемъ всѣхъ тѣхъ, которые въ разныхъ концахъ Земли Русской утверждали христіанство, проповѣдовали тѣмъ, которые еще христіанства не знали. Русь объединяла всѣхъ въ единственномъ кровѣ, не столько единствомъ границы, сколько духовнымъ призывомъ къ святости святыхъ въ Землѣ Россійской просіявшихъ. Многія имена вошли въ составъ русскаго народа. И хотя въ основѣ русскаго народа — народъ славянскій, въ немъ есть множество разныхъ именъ, но никто не считался чужимъ, какъ только принималъ Православную христіанскую вѣру. Православная вѣра спасла Русь. Православная вѣра ее освятила. Православная вѣра ее укрѣпила. И въ тяжкія времена татарскаго ига чѣмъ спасались русскіе люди? Только вѣрой въ Бога и тогда, въ тѣ тяжкія времена, наибольше строилось храмовъ, наибольше основалось монастырей. И въ тѣ тяжкія времена русскіе люди всегда особенно призывали Бога и тогда духовно воскресала Русь.
 

Разнымъ странамъ прилагаются разныя названія — что какой народъ удивилъ. Но Русская земля паче называется «Святой Русью». Только къ одной другой землѣ приложено это названіе — къ Святой Землѣ, въ которой просіялъ Господь нашъ. Никто изъ другихъ странъ, никто изъ другихъ народовъ не принимаетъ этого званія. Почему? Потому что самое важное для насъ, самое драгоцѣнное, самое великое — это святость. Это идеалъ, это предѣлъ стремленія русскаго народа. Мы забываемъ обращаться къ духовному небу, но я надѣюсь мы не навсегда забыли. Какъ спутники, идя по пустынѣ ночью, взираютъ на небо и по звѣздамъ находятъ свой путь — такъ и мы должны взирать на наше русское небо, чтобы Господь указалъ намъ путь и привелъ насъ къ миру и единству здѣсь зарубежомъ, чтобы Господь преобразилъ сердца русскихъ людей въ зарубежьи и тогда поверженные духовнымъ натискомъ, падутъ и внѣшнія цѣпи пространства. И воскреснетъ Русь во всей своей славѣ и величіи.

Благословеніе Господне на васъ.

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ-Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Санъ-Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 182-188.