О пользѣ св. причастія. Слово в день памяти прп. Нила Столобенского (9.06)

I. Св. препод. Нилъ, обрѣтеніе св. мощей коего нынѣ празднуется, называется столобенскимъ, потому что подвизался на Столобенскомъ островѣ озера Селигера, находящагося въ 7 верстахъ отъ г. Осташкова. Онъ родился въ Новгородской области и въ юныхъ лѣтахъ оставилъ міръ и постригся въ Крынецкой обители, въ Псковской области. Избѣгая славы, удалился изъ обители въ уединенное мѣсто на рѣкѣ Черемхѣ, въ Ржевскомъ уѣздѣ. Здѣсь былъ ему голосъ свыше: «Нилъ, иди на озеро Селигеръ, тамъ на островѣ Столобенскомъ можешь спастись». Обрадованный Нилъ сталъ разспрашивать объ указанномъ мѣстѣ и, узнавъ, гдѣ находится озеро и островъ, отправился туда. Здѣсь, въ семи верстахъ отъ города Осташкова, на островѣ, онъ выкопалъ землянку въ горѣ, провелъ въ ней зиму, а на слѣдующій годъ поставилъ хижину и часовню.
 
Когда на озерѣ поднималась буря и Нилъ видѣлъ съ горы рыбачьи лодки, носимыя по волнамъ, онъ молился Богу о спасеніи несчастныхъ. Рыбаки, узнавъ о пустынникѣ, стали приносить ему рыбу. Лѣтомъ являлись къ нему посѣтители, прося его молитвъ и совѣтовъ; осенью и зимой никто не приходилъ сюда, и Нилъ жилъ совершенно одинокимъ. Однажды пристали къ острову разбойники и, полагая, что старецъ скрываетъ въ своей кельѣ какое-нибудь сокровище, стали его разспрашивать о немъ. Нилъ отвѣчалъ: «все мое сокровище въ углу моей кельи». Разбойники бросились туда: тамъ сіялъ образъ Пресвятыя Богородицы съ Предвѣчнымъ Младенцемъ. Разбойники, пораженные необычайнымъ свѣтомъ, ослѣпли и упали ницъ. Исцѣленные молитвою Нила, они, съ тѣхъ поръ, жили благочестиво. Проживъ 27 лѣтъ на островѣ въ молитвѣ, трудахъ и помыслахъ о Богѣ и о будущей жизни, Нилъ, наконецъ, почувствовалъ приближеніе смерти и сталъ просить Бога сподобить его, предъ смертію причастія святыхъ Таинъ. Господь услышалъ молитву его. На островъ прибылъ Сергій, игуменъ Никольской обители, и преподалъ Нилу святыя Тайны. Нилъ предсказалъ ему, что чрезъ сорокъ лѣтъ послѣ его кончины воздвигнется на островѣ церковь. На другой день Сергій съ братіею снова пріѣхалъ на островъ, но засталъ Нила уже умершимъ и предалъ его тѣло погребенію. Чудеса, совершавшіяся отъ тѣла его, стали привлекать сюда богомольцевъ и, наконецъ, два поселившіеся на островѣ монаха построили здѣсь деревянную церковь Богоявленія Господня. При царѣ Алексѣѣ Михайловичѣ, при созданіи новаго, каменнаго храма, тѣло преподобнаго обрѣтено было нетлѣннымъ и въ 1671 году внесено въ новый храмъ. Память обрѣтенія мощей его празднуется 27 мая.
 
II. Между многими уроками благочестія, которые предлагаетъ намъ жизнь препод. Нила, остановимся на одномъ. Препод. Нилъ, не смотря на свою благочестивую жизнь, молилъ Господа удостоить его причащенія св. Христовыхъ Таинъ. Молитва его, какъ мы знаемъ, была услышана. Если онъ сознавалъ, что св. причастіе бываетъ полезно для христіанина, то во сколько разъ больше мы, грѣшные и недостойные, должны сознавать эту св. и душеспасителъную истину!
 
Великую пользу получаетъ человѣкъ отъ причащенія Христовыхъ Таинъ.
 
а) Польза эта начинается еще предъ причастіемъ. Какимъ же образомъ?
 
Какъ заря предшествуетъ восходу солнца, такъ покаяніе искреннее должно предшествовать приходу Христа въ души наши, или, что то же, принятію святыхъ и страшныхъ Таинъ тѣла и крови Христовой. Въ это время душа грѣшника дѣлается легкою, чистою, свѣтлою отъ слезъ умиленія, а болѣе отъ благодати Божіей, вземлющей и потребляющей грѣховныя скверны кающагося. Аще будутъ грѣси ваши, говоритъ Богъ кающимся грѣшникамъ, яко багряное, яко снѣгъ убѣлю: аще же будутъ, яко червленое, яко волну убѣлю (Исаіи 1, 18), т.-е. какъ бы грѣхи наши ни были велики, но если мы принесемъ въ нихъ чистосердечное покаяніе, то Богъ прощаетъ насъ, и творитъ души наши чистыми: отъ чистоты же душа дѣлается крѣпкою, веселою, склонною и способною ко всякому доброму дѣлу. Вотъ что должно предшествовать принятію святыхъ Таинъ, то есть перемѣна жизни изъ худшей на лучшую, а это, очевидно, весьма полезно человѣку.
 
б) Неоспоримо, что достойное приготовленіе къ принятію святыхъ Таинъ весьма полезно; но несравненно полезнѣе самое принятіе святыхъ Таинъ, Ядый Мою плоть, и піяй Мою кровь, во Мнѣ пребываетъ, и Азъ въ немъ (Іоан. 6, 56), говоритъ Іисусъ Христосъ. Слѣдовательно, пріемлющій святыя Тайны пріемлетъ въ себя Самого страшнаго и вмѣстѣ всеблагаго Бога. А отъ сего ощутительнаго водворенія Бога въ человѣкѣ таинственная, Божественная сила, разливаясь по тѣлу и душѣ, производитъ многочисленныя духовныя блага: укрощаетъ страсти, просвѣщаетъ и освѣщаетъ душу, успокоиваетъ и веселитъ сердце, возбуждаетъ ревность къ добродѣтели, любовь къ Богу и ближнему содѣлываетъ сильнѣе, живѣе; утверждаетъ надежду на полученіе блаженства въ вѣчности, словомъ, обновляетъ, перерождаетъ человѣка и дѣлаетъ его истинно счастливымъ.
 
Отъ достойнаго принятія святыхъ Таинъ люди становятся подобными ангеламъ, по чистотѣ мыслей и добротѣ воли.
 
в) Впрочемъ, святое причастіе полезно не для одной души, но и для тѣла. Случалось, что отъ принятія св. Таинъ выздоравливали больные, которымъ никакое человѣческое лѣкарство не могло подать пособія. Григорій Богословъ упоминаетъ о сестрѣ своей, что она, бывъ больна и не получивъ никакой пользы отъ лѣкарствъ, приняла съ особенною вѣрою святыя Тайны и сдѣлалась здоровою.
 
г) Кромѣ сего, когда мы пріобщаемся святыхъ Таинъ, тогда злые духи не дерзаютъ вредить намъ своими кознями. Въ одной изъ книгъ церковныхъ упоминается, что одинъ святой спрашивалъ у злыхъ духовъ: чего они болѣе всего боятся въ христіанахъ? Злые духи отвѣчали: «того, что вы ѣдите, т.-е. святого причастія. О, если бы честно соблюдали христіане то, что они вкушаютъ въ причастіи, то они были бы неприступны для козней нашихъ» (Кормч. часть 2-я, гл. 68). Вотъ какова сила святыхъ Таинъ! Посему весьма полезно почасту пріобщаться тѣла и крови Господа нашего І. Христа.
 
III. Воспользуемся, христіане, безцѣнною драгоцѣнностію, по крайней любви Божіей намъ подаваемою! Будемъ охотно, съ радостію приближаться къ трапезѣ, Господомъ Христомъ намъ предлагаемой. Не говорите, что мы грѣшны, и потому не смѣемъ приступить къ трапезѣ Господней, не смѣемъ пріобщиться святыхъ Таинъ. Потому-то и должны пріобщаться, что мы грѣшны, ибо святыя Тайны суть лѣкарство противъ грѣховъ, а лѣкарства сего не требуютъ здравые, но болящіе: Іисусъ Христосъ не пришелъ призвать праведники, но грѣшники на покаяніе (Мат. 9, 12, 13). Посему, чѣмъ мы грѣшнѣе, тѣмъ чаще должны принимать святыя Тайны, по надлежащемъ приготовленіи. Аминь. (Сост. по Ч.-М. и кн.: «Слова и рѣчи» Іакова, архіеп. нижегородскаго и арзамасскаго, ч. 1-я, изд. 4-е).
 
Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 400-402.