Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слово на день Покрова Пресвятыя Богородицы.

Яко сотвори Мнѣ величіе Сильный (Лук. 1:49).
 
Мы празднуемъ нынѣ, возлюбленные братія, Покровъ Божіей Матери. Праздникъ этотъ установленъ святою Церковію Россійскою для торжественнаго, благодарнаго воспоминанія и прославленія благодѣяній Божіей Матери, чудесно оказанныхъ православнымъ христіанамъ константинопольскимъ въ началѣ X-го столѣтія по Рождествѣ Христовѣ, въ 910 году, при императорѣ греческомъ Львѣ Премудромъ. Тогда было тяжелое время для грековъ: сарацыны съ большими силами напали на безоружную столицу Греціи и грозили ей совершеннымъ разрушеніемъ. Не видя ни откуда помощи, жители столицы во множествѣ стеклись въ храмъ Влахернскій, въ которомъ хранилась риза Богоматери, и усердно молились Богу и Богоматери. Въ храмѣ были, между прочимъ, два угодника Божіи — св. Андрей, Христа ради юродивый и Епифаній, ученикъ его.
 
Вдругъ св. Андрею представилось дивное, боголѣпное видѣніе: онъ увидѣлъ подъ самыми сводами величественнаго храма Царицу неба и земли, со множествомъ Ангеловъ и святыхъ, стоящую на воздухѣ, сіяющую какъ солнце, съ омофоромъ на рукахъ, тоже сіяющимъ, и молящуюся Сыну Своему и Богу о всемъ мірѣ и о спасеніи града и живущихъ въ немъ. Зритель видѣнія указалъ своему ученику на это божественное зрѣлище и сказалъ ему: видишь ли, брате, Царицу міра, молящуюся о людяхъ? — Тотъ отвѣчалъ: вижу, отче, и ужасаюсь. Объ этомъ видѣніи тотчасъ же было повѣдано царю и патріарху; вѣсть облетѣла скоро весь храмъ, всѣ возрадовались и исполнились великой надежды на помощь Матери Божіей. Немедленно принесено было благодарственное молебствіе Господу и Пречистой Его Матери сначала въ храмѣ, а потомъ многими и въ другихъ мѣстахъ. Непріятели на слѣдующій день были разсѣяны безъ всякаго кровопролитія и греки одержали полную побѣду по заступленію Божіей Матери. Вотъ какое чудесное заступленіе празднуетъ нынѣ св. Церковь, а съ нею и мы, ея чада. Да вѣдаютъ же всѣ христіане, всякій возрастъ и полъ, простые и знатные, богатые и бѣдные, ученые и неученые — о великомъ заступленіи Божіей Матери не только о бывшемъ и нынѣ празднуемомъ, но и о заступленіи Ея непрерывно продолжающемся во всѣ времена и роды, повсюду, гдѣ вѣрно и постоянно чтится святое имя Ея, и всякій да прибѣгаетъ къ Ея заступленію съ усердіемъ, съ покаяніемъ и вѣрою.
Для общаго назиданія побесѣдуемъ нынѣ о божественномъ величіи Божіей Матери, о великости Ея смиренія, любви и милосердія къ роду человѣческому, особенно же къ роду христіанскому; Ея несравненной — по Богѣ — святости и правдѣ; о Ея дерзновеніи предъ Богомъ; Ея Божественномъ могуществѣ, Ея сердцевѣдѣніи и премудрости. Созерцаніе въ Ней всѣхъ этихъ дивныхъ качествъ должно увеличить въ насъ благоговѣніе и любовь къ Ней, упованіе въ молитвахъ, благочестіе и страхъ Божій во всемъ житіи нашемъ, взаимную любовь, милосердіе, смиреніе, терпѣніе, покорность и прочія христіанскія добродѣтели. Сколь велико Ея смиреніе, можно судить по высотѣ и великости Ея божественнаго призванія, ибо по великости смиренія Господь возноситъ избранныхъ на верхъ величія. Преимущественно за смиреніе Она содѣлалась Матерью Божіею: призрѣ на смиреніе рабы Своея (Лук. 1, 48), сказала Она Елисаветѣ Духомъ Святымъ. Это смиреніе было въ Ней, можно сказать, сѣменемъ всѣхъ Ея высочайшихъ добродѣтелей, всего божественнаго благолѣпія, любви къ Богу самой пламенной, благодарности и непрестанной преданности Богу, Ея терпѣнія, безропотнаго перенесенія скорбей, Ея чистоты несравненной, безпримѣрнаго снисхожденія къ людямъ согрѣшающимъ. Сколь велика Ея любовь и милосердіе къ роду человѣческому, особенно къ роду христіанскому, о томъ свидѣтельствуютъ всѣ протекшіе до насъ вѣкá христіанства. Исторія Церкви на пространствѣ почти XIX вѣковъ передаетъ намъ многочисленные, весьма трогательные, умиляющіе до слезъ примѣры Ея заступленія и покрова людей грѣшныхъ, достойныхъ великаго гнѣва Божія, но помилованныхъ только по Ея молитвенному ходатайству. Не говоря о многихъ другихъ примѣрахъ Ея заступленія, скажемъ хотя о томъ, сколько разъ Царьградъ, въ царствованіе греческихъ императоровъ былъ спасаемъ явнымъ Ея заступленіемъ; сколько явила Божія Матерь благодѣяній неоцѣненныхъ — Россіи, какъ въ началѣ, при насажденіи вѣры христіанской въ Россіи и особенно при устройствѣ храма св. Софіи въ Кіевѣ, такъ и потомъ — при владычествѣ татаръ надъ Россіей и по сверженіи ига ихъ до нашихъ дней — и перечислить невозможно. Краткость времени не позволяетъ теперь входить въ подробности описанія многихъ Ея милостей нашему отечеству, разнымъ мѣстамъ и людямъ въ нашемъ отечествѣ. Множество разныхъ наименованій, данныхъ чудотворнымъ иконамъ Божіей Матери по мѣсту явленія Ея милостей, только отчасти свидѣтельствуютъ о множествѣ Ея благодѣяній отечеству нашему; но всѣ Ея благодѣянія, какъ звѣзды на небѣ и какъ песокъ на берегу моря, — рѣшительно неисчислимы. Славь Россія, — славь каждый вѣрный сынъ Церкви небесную Заступницу Свою, Матерь Божію, за матернія непрерывныя милости Ея къ Россіи и къ тебѣ. Только Ея ходатайствомъ Россія доселѣ цѣла, могущественна, славна. Можно сказать смѣло, что если бы Россія всегда строго держалась благочестія, если бы русскіе всѣ были крѣпко преданы вѣрѣ своей и Церкви Православной, ея величіе и благоденствіе возрастали бы изъ года въ годъ, и мира ея не было бы предѣла, по слову писанія: и мира Его нѣсть предѣла (Ис. 9, 7). Чего намъ бояться бы тогда, имѣя такую Заступницу, Которой любовь и могущество не имѣетъ предѣла? Но грѣхи наши, страсти наши, невѣрность наша, нечестіе наше, дѣлаютъ насъ часто недостойными Ея святаго покрова, и мы изнемогаемъ, разслабѣваемъ отъ собственныхъ нашихъ страстей и неправдъ. Не можетъ же Она, всесвятая и всеправедная, покровительствовать беззаконію и беззаконнымъ людямъ, а покровительствуетъ только искренно кающимся грѣшникамъ и живущимъ благочестиво. О, если бы мы живо представляли себѣ величайшую святость Божіей Матери и Царицы, какъ бы мы боялись и береглись грѣха, который Она безмѣрно ненавидитъ! Какъ радѣли бы мы о добродѣтели! Представимъ здѣсь изображеніе Ея святости и божественнаго благоуханія въ описаніи святаго Діонисія Ареопагита, ученика апостольскаго, который сподобился видѣть Ее въ Іерусалимѣ, спустя три года по своемъ обращепіи въ христіанство. Когда я введенъ былъ предъ лице богообразной, свѣтлѣйшей Дѣвы, — меня облисталъ извнѣ и внутри столь великій и безмѣрный свѣтъ божественный и разлилось окрестъ меня такое дивное благоуханіе различныхъ ароматовъ, что ни немощное тѣло мое, ни самый духъ не въ силахъ были вынести столь великихъ и обильныхъ знаменій и начатковъ вѣчнаго блаженства и славы. Изнемогло сердце мое, изнемогъ духъ во мнѣ отъ Ея славы и божественной благодати. Человѣческій умъ не можетъ представить себѣ никакой славы и чести выше того блаженства, какое вкусилъ тогда я недостойный, но удостоенный по милосердію и блаженный выше всякаго понятія! Вотъ какова святость, какая слава обитала въ Божіей Матери еще на землѣ, до переселенія Ея на небо!
 
Будемъ чаще представлять себѣ Ея святыню безмѣрную, и сами будемъ стараться жить свято, какъ и требуетъ отъ насъ Господь Богъ: святи будите, яко же Азъ святъ есмь Господь Богъ вашъ (Лев. 19, 2). Чтó сказать о дерзновеніи предъ Богомъ Пречистой Матери Божіей? Если велико было дерзновеніе Моисея предъ Богомъ, дерзновеніе Самуила и Иліи пророковъ, или новозавѣтныхъ угодниковъ Божіихъ — Предтечи, апостоловъ, мучениковъ, іерарховъ и особенно святителя Николая, то дерзновеніе Матери Божіей несравненно больше. Предстоя лицемъ къ лицу Сыну и Богу Своему, какъ Матерь и Царица неба и земли, Она всегда ходатайствуетъ за весь родъ христіанскій, и Ея ходатайство никогда не бываетъ тщетнымъ, ибо всегда оно благопріятно Богу. И такъ будемъ, христіане, всегда искренно, въ покаяніи, съ благою надеждою обращаться къ ходатайству Божіей Матери о насъ грѣшныхъ, какъ и дѣлаетъ это Церковь всякій день. — Что касается Ея силы и могущества, то Она, какъ Мать Творца небесе и земли, все можетъ сдѣлать, и могуществу Ея нѣтъ предѣла, ибо Она облечена вся силою божественною. Наконецъ не умолчимъ и о величіи Ея премудрости и сердцевѣдѣнія! Какъ облеченная всегда, во вѣки вѣковъ въ Солнце правды — Христа Бога, вѣ́дущаго всѣ тайны сердецъ человѣческихъ, — и Она знаетъ сердца всѣхъ; и Ея знаніе безпредѣльно, какъ безпредѣльно Божіе знаніе; и Ея премудрость, просвѣщенная божественною премудростію, объемлетъ всѣ вещи, видитъ всѣ цѣли спасительныя и всѣ наимудрѣйшія средства къ цѣлямъ. Будемъ же всѣ, съ чистымъ сердцемъ всегда прибѣгать къ покрову Пречистой Дѣвы Богородицы, да получимъ чрезъ Нее отъ Бога всѣ блага и послѣднюю цѣль всѣхъ благъ — жизнь вѣчную въ Богѣ и съ Богомъ. Аминь.
 
Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 1-й. — Изданіе второе. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1893. — С 487-492.