Мифы о звездах: суеверия и реальность

В современной околоцерковной и церковной среде, порой, бытуют удивительные предрассудки, утверждающие, что пятиконечные или шестиконечные звёзды являются оккультными, сатанинскими по своей природе. Чтобы убедиться в абсурдности подобных суеверий, обратимся к Священному тексту.

«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю…И создал Бог два светила великие…. и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо». (Бытие, 1:14-18).

То, что Бог назвал «хорошо» полностью реабилитирует одно из прекрасных творений Божиих – звезду.

Господь Иисус Христос после данных тайновидцу откровений, подтверждая Свое Мессианское достоинство, называет Себя: Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис.44:6; Ис.48:12). Продолжая подтверждать Свое Божественное достоинство, Иисус Христос применяет к Себе образы и выражения, которые указывают на древние пророчества о Нем: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ.24:17). Св. апостол Петр подтверждает, что это выражение относится именно к Христу: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день, и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет.1:18-19). Спаситель называет Себя утренней звездой, потому что она предвещает восход солнца, который прогонит мрак ночи, тьму греха и смерти. «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками < ...> и дам ему звезду утреннюю (Откр.2:26,28). Обетование утренней звезды — это обетование Самого Христа.

Определимся с геометрией формы. Гекса- или- Пентаграмма (греч. «hex» – шесть, «pente» — пять; gramma – черта, линия) – шести- или – пятиконечная звезда, составленная из равносторонних треугольников, имеющих общий центр, т.е. звездчатая форма многоугольника. Гексаграммы встречаются за много веков до Р. Х. в Индии, Месопотамии, Британии и др. странах. Они широко использовались как элемент декора в средние века в арабских странах.

Еще одно заблуждение, которому подвержены некоторые христианские умы, – это связь гексаграммы с двумя великими царями библейской истории. Доступно раскрывает эту тему насельник Сретенского монастыря иеромонах Иов (Гумеров): «Названия «щит Давида» (маген Давид) и «печать Соломона» (sigillum Solomonis) — условны. У древнееврейских воинов было два вида щита: большой продолговатый для защиты всего тела (евр. цинна) и небольшой круглый (евр. маген). Нет никаких свидетельств, что у Давида был не круглый щит, а шестизубчатый. Вряд ли и у царя Соломона могло быть начертание гексаграммы. Синайское законодательство запрещало делать изображение «того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх.29:4)».

Понятно, что Законодательство основывалось на заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им». Такого рода «кумиром», которому поклоняются, может стать, к примеру, нечто очень «ценное» и «высокое» — то, «что на небе вверху» Конечно, здесь могут иметься ввиду и светила — «солнце, луна и звезды» (Втор. 4, 19). Кумиром может оказаться и философская теория, этическая система, те убеждения, которые человек ставит превыше всего.

Иногда ссылаются на то, что с конца 17 века гексаграмму использовали каббалисты. На это надо решительно сказать, что нет ни одной геометрической фигуры, которая за долгую человеческую историю не была бы предметом философско-космологических и оккультно-мистических спекуляций. Если мы, отвергая разные лжеучения, не воспринимаем их символические истолкования, они для нас будут лишь геометрическими формами, взятыми из сотворенной Богом природы. Мы не должны абсолютизировать знаки, чтобы не допустить в свое сознание элементы магизма, т.е. не делать себе «кумиров».

В военном деле звезда нашла самое широкое применение. В наше время звезды сияют золотом и серебром на погонах, петлицах, шевронах, арматюрах и пряжках офицеров и солдат многих стран мира. Звезды разных цветов украшают крылья боевых самолетов, борта вертолетов, башни танков и другой военной техники.

Массовое применение звезды различных форм обрели в качестве военных наград, став символом воинской доблести и высоких заслуг перед государством. Четыре луча имела русская орденская звезда Св. Георгия. Пятиконечная звезда — наиболее распространенный вид награды. Только в СССР Золотая звезда Героя, Отечественной войны, Славы, Победы, Александра Невского, Суворова, Нахимова, Ушакова и другие имели форму пятиконечной звезды.

В наше время форма звезды присутствует и в христианских храмах в декоративно-эстетических целях, например в качестве украшения куполов.

И последнее. Морская пятиконечная звезда не виновата, что стала символом безбожников; древнее изображение креста в виде свастики стало символом человеконенавистников-нацистов; радуга – знак милости Божией и окончания потопа – стала символом блудников. Зло есть искажение добра. Добрые символы, невинные числа иногда берутся злонамеренными людьми для обозначения их ложных идеалов. Можно плохое увидеть везде, поскольку мир искажен грехом. Но мы – православные христиане, - все же, будем усматривать в звезде – ту самую Вифлеемскую звезду, указывающую нам спасительный путь Христов.

Пресс-служба храма