Ефрем Новоторжский

Prp Efrem Novotorgskiy


Преставление († 28.01.1053 (10.02. н. с.), Нов. Торг, ныне Торжок Тверской обл.), прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Новоторжский, основатель новоторжского во имя св. князей Бориса и Глеба муж. мон-ря.

Источниками сведений о преподобном Ефреме и его почитании является Житие святого, а также составленные в XVII в. Сказание о мощах, Похвальное слово и Сказание о перенесении мощей прп. Ефрема в 1690 г. Из этих сочинений наиболее широкое распространение в списках получило Житие. По сообщению редакции Жития, созданной в XVII в., древнейшее жизнеописание святого, хранившееся в Борисоглебском монастыре, было увезено тверичами во время захвата Торжка войсками вел. кн. Михаила (вел. кн. св. Михаила Ярославича, разорившего Торжок в 1315, или его внука вел. кн. св. Михаила Александровича, захватившего город в 1372). Поскольку иноки Борисоглебского мон-ря жили «в велицеи нищете», они не смогли «преподобнаго жития искупити», во время последовавшего за этими событиями пожара в Твери рукопись сгорела. Новая редакция Жития Ефрема была составлена в посл. трети XVI в., после обретения 11 июня 1572 г. мощей святого, иером. Иоасафом из Юрьева новгородского муж. мон-ря. В данной редакции жизнеописание прп. Ефрема., основанное во многом на повествовании Киево-Печерского патерика, дополнено рассказами о чудотворениях Ефрема, где упомянуты жители Торжка кон. XV - 1-й пол. XVI в., местные вотчинники, новоторжские и новгородские помещики, происходившие преимущественно из Москвы (напр., князья Хованский и Путятин-Друцкий; то обстоятельство, что в записях чудес фигурируют московские по происхождению помещики, связано, по-видимому, с переменами в среде новгородских покровителей мон-ря после присоединения Новгорода к Русскому гос-ву в 1478), известный опричник Деменша Черемисинов и др. Повествование о чудесах содержит ряд уникальных известий о жизни Торжка и России в кон. XV-XVI в., оно также свидетельствует о традиции почитания Ефрема в Торжке до обретения мощей (ряд описанных в Житии чудес связан с наказанием святым помещиков или царских слуг, жестоко обращавшихся с зависимыми от них людьми).

В XVII в. Житие в редакции иером. Иоасафа подверглось переработке. По-видимому, это было связано с событиями Смутного времени, когда интервенты разграбили Торжок и уцелел только монастырский Борисоглебский собор, где почивали мощи прп. Ефрема, что было воспринято современниками как заступничество святого. В сер. XVII в. Житие было дополнено Похвалой святому и записью новых чудес, последнее из к-рых датируется 1647 г., некоторые списки похвального слова содержат чудо, относящееся к 1681 г. Краткое Житие Ефрема было написано для издания Пролога в 1661 г. (Кучкин В. А. Первые издания русских Прологов и рукописные источники издания 1661-1662 гг. // Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 142-143). В 1744 г. в Москве было опубликовано Житие Е. и служба ему, составленные, по-видимому, на основании 3 списков Жития XVII в. из Борисоглебского монастыря. Сказание о мощах, Похвальное слово и Сказание о перенесении мощей Е. в 1690 г. представлены немногочисленными списками XVII-XVIII вв.

Согласно Житию, Ефрем был «родом угрин» (венгр), служил конюшим у ростовского кн. св. Бориса (см. Борис и Глеб), к дружине к-рого принадлежал также брат Ефрема св. Георгий Угрин. В 1015 г. на месте гибели кн. Бориса на р. Альте Ефрем нашел отсеченную голову брата, к-рый погиб, защищая сюзерена. Как реликвию Ефрем хранил голову св. Георгия всю жизнь. Он удалился из Киевской земли в Верхневолжье, где на берегу р. Тверцы заложил деревянный храм буд. Борисоглебского мон-ря. Житие сообщает, что в 1038 г. преподобный вместе со своим учеником и келейником прп. Аркадием Новоторжским и др. монахами воздвиг в Нов. Торге каменный собор во имя св. князей Бориса и Глеба. Рядом с храмом стоял устроенный святым ранее странноприимный дом, при храме образовался мон-рь, где преподобный стал его настоятелем. Перед смертью святой из камня высек гроб, в к-ром завещал похоронить себя вместе с головой св. Георгия. По сообщению Жития, Ефрем был погребен в Борисоглебской церкви.

Житие Ефрема Новоторжского содержит ряд неточностей. По археологическим данным, каменный собор в Торжке был построен во 2-й пол. XII в., хотя в районе мон-ря ученые находили предметы XI в., а наиболее ранние образцы лепной керамики датируются IX-X вв. (Малыгин П. Д. Древний Торжок: Ист.-археол. очерки. Калинин, 1990. С. 49). Строительство каменного собора в Борисоглебском мон-ре во 2-й пол. XII в. может говорить о достаточно древнем происхождении обители, которая к тому времени стала, очевидно, играть заметную роль в церковной жизни Новгородской земли. Анахронизмом является указание Жития на то, что Е. был архимандритом Борисоглебского мон-ря (такой статус настоятели этой обители получили не позднее 1572).

11 июня 1572 г. по благословению Новгородского архиеп. Леонида произошло обретение мощей Е., оказавшихся нетленными; в гробу находилась также голова св. Георгия Угрина, позднее она хранилась на раке преподобного. Он был канонизирован к местному почитанию при митр. Дионисии (1581-1587), тогда же была составлена служба преподобному, древнейшие списки которой относятся к кон. XVI в. (Барсуков. Стб. 197). Почитанию святого способствовало образование в 1576 г. Тверского удела царя и вел. кн. Симеона Бекбулатовича. В состав его владений вошел Торжок, церкви и мон-ри к-рого стали пользоваться его вниманием и покровительством. Ряд чудес связан с заступничеством Ефрема за Торжок в Смутное время. Согласно краткому летописцу Торжка XVII в., 2 окт. 1617 г. город был избавлен от войска смоленского сына боярского И. Мещеринова, вместе с «литовскими людьми» напавшего на Торжок. Город не был взят благодаря заступничеству «преподобнаго отца нашего Ефрема архимандрита, Новаторскаго чудотворца» (Станиславский. С. 236). Сведения о почитании Ефрема в Торжке в нач. XVII в. отразились в писцовой книге Торжка и его посада, составленной в 1625/26 г. П. Д. Нарбековым и др. Согласно этому источнику, в Борисоглебской ц. один из приделов был освящен «во имя преподобного чюдотворца Ефрема» (есть сведения об устроении этого придела в 1577, при архим. Мисаиле), там стояла рака с мощами преподобного. В посвященном святому приделе имелся «образ местной Ефрема чюдотворца на золоте, венцы окладные». В Борисоглебской цекркви наряду с иконами равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича и святых Бориса и Глеба находились «образ Ефрема чюдотворца на золоте», «образ месной Ефрем чюдотворец, окладной, венцы на финифти с каменем, да у тово ж образа в прикладе крестов всяких серебряных и окладных тринатцать», на затворах дверей в киоте помимо икон князей-мучеников был образ «преподобный чюдотворец Ефрем». В казне Борисоглебской ц. числился «покров площеница, а на нем образ шит преподобнаго чюдотворца Ефрема», а по его краям «шит тропарь и кондак». На посаде Торжка Борисоглебскому монастырю принадлежала Вознесенская ц. На одной из ее икон были изображения «Олексея митрополита да преподобного Ефремия, Новоторского чюдотворца» (Писцовая книга г. Торжка и посада 7133 (1625) г. // Памятная книжка Тверской губернии на 1865 г. Тверь, 1865. Отд. 4. С. 24-27).

В 1621 г. по указанию патриарха Филарета (Романова) было установлено празднование памяти прп. Ефрема в московском Успенском соборе 26 янв., однако после смерти первосвятителя оно было отменено (не позднее 1634). В описании келейной казны патриарха Филарета 1630 г. упоминаются стихиры и канон Ефрему Новоторжскому (Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. С. 208). Служба святому в Уставах помещалась под 28 янв. В издании Устава 1641 г. общецерковное празднование памяти преподобного было отменено, указано отправлять его в Борисоглебской обители и там, «где рассудит екклесиарх» (см.: Он же. 1991. С. 86. Примеч. 1). В «Палинодии» Захарии (Копыстенского) 1621 г. есть запись о памяти святого Ефрема 28 янв. с пометой: «новый чудотворец» (РИБ. Т. 4. Стб. 851). В Месяцеслове Симона (Азарьина), составленном в сер. 50-х гг. XVII в., приведено 2 дня памяти «Ефрема, Новоторжскаго чюдотворца»: 28 янв. (день кончины, в качестве года смерти указан 6543 (1035)) и 11 июня (обретение мощей) (РГБ. Ф. 173. МДА. № 201. Л. 310 об., 320). В 1675/76 г. в Борисоглебской церкви Новоторжского монастыря были устроены 2 каменных придела, один из к-рых, как и прежде, был посвящен прп. Ефрему. В 1690 г. состоялось перенесение мощей преподобного (возможно, в новую раку).

К сер. XVIII в. древняя Борисоглебская церковь обветшала и по решению Свящ. Синода в 1784 г. была разобрана. В 1796 г. совершилось освящение новопостроенного Борисоглебского собора, возведенного на средства, пожертвованные имп. Екатериной II. К освящению собора императрица прислала ризы с епитрахилью из золотой парчи, 3 одежды на 3 престола, одежду на жертвенник и покров на мощи святого. Основателю обители был посвящен правый придел нового храма. В 1839-1840 гг. в соборе шли ремонтные работы, после чего он был вновь освящен, придел во имя Ефрема Новоторжского сохранился. Мощи прп. Ефрема почивали в центре Борисоглебского собора, на правой стороне, в серебряной позолоченной раке под бронзовой сенью, украшенной венецианским бархатом с золотой бахромой и кистями. В XIX в. в монастырской ризнице хранились деревянные богослужебные сосуды, к-рые, по преданию, употреблял преподобный. В 1893 г. Тверской архиеп. Савва (Тихомиров) обратился в Синод с ходатайством об установлении общецерковного празднования памяти Новоторжских чудотворцев Ефрема и Аркадия и о внесении их имен в Типикон, Следованную Псалтирь и др. богослужебные книги. Ходатайство было передано Владимирскому архиеп. Сергию (Спасскому), давшему отрицательный отзыв, в силу чего Синод определением от 19 февр. 1897 г. постановил оставить в силе существовавший порядок местного чествования Новоторжских чудотворцев. В XIX в. в день памяти прп. Ефрема 11 июня в Торжке совершался перед литургией крестный ход из Спасо-Преображенского собора по городу, после литургии - крестный ход с мощами святого вокруг монастырского Борисоглебского собора. 26 сент. 1900 г. по ходатайству Тверского архиеп. Димитрия (Самбикина) Синод разрешил ежегодно совершать крестный ход с иконой Ефрема Новоторжского из Борисоглебского мон-ря и ближайших к нему храмов Торжка к «святому Семену» - бывш. монастырскому храму «на Дорогоще» на территории совр. дер. Семёновское. Ежегодно мощи святого 15 сент. переносились из холодного Борисоглебского собора в теплую монастырскую церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, 1 мая святыня возвращалась в Борисоглебский собор.

5 февр. 1919 г. мощи Ефрема Новоторжского были вскрыты, в 1931 г. изъяты из Борисоглебского собора, их дальнейшая судьба неизвестна. Восстановление общецерковного почитания преподобного Ефрема совершилось включением его имени в Собор Тверских святых, празднование к-рому было установлено по инициативе архиеп. Калининского и Кашинского Алексия (Коноплёва) в 1979 г.


Ист.: Житие Ефрема Новоторжского. М., 1774; РИБ. Т. 4. Стб. 851; Пономарев А. И. Памятники древнерус. церк.-учительной лит-ры. СПб., 1898. Вып. 4: Слав.-рус. Пролог. С. 27-29; Грамоты новоторжокского муж. Борисоглебского мон-ря. Тверь, 1903; Будовниц И. У. Повесть о разорении Торжка в 1315 г. // ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 449-451; Станиславский А. Л. Краткий летописец Торжка XVII в. // Летописи и хроники: Сб. ст., 1984 г. М., 1984. С. 235-236; Описание о российских святых. С. 182-183; Памятники лит-ры Др. Твери / Сост.: В. З. Исаков. Тверь, 2002. С. 77-80, 192-197.

Лит.: СИСПРЦ. С. 96-97; Р-н Н. Очерк Торжка // Памятная книжка Тверской губернии на 1865 г. Тверь, 1865. Отд. 3. С. 80-81; Некрасов И. С. Зарождение нац. лит-ры в Сев. Руси. Од., 1870. Ч. 1. С. 31-32; Ключевский. Древнерусские жития. С. 335-336, 371; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 195-197; Колосов И., свящ. Новоторжский Борисоглебский мон-рь. СПб., 1890. Тверь, 1913; Леонид (Кавелин), архим. Св. Русь. № 495. С. 124-125; Димитрий (Самбикин), архиеп. Месяцеслов. Вып. 5. С. 207-209; он же. Монастыри и приходские церкви Торжка и их достопримечательности. Тверь, 1903; он же. Тверской патерик. Тверь, 1991р. С. 85-87; Прп. Ефрем архимандрит и Аркадий, ученик его, новоторжские чудотворцы. Тверь, 1895; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 24-25; Ливотов Е. Ефрем // ПБЭ. Т. 5. Стб. 533-535; Голубинский. Канонизация святых. С. 117, 416-417; Шамурины Ю. и З. Калуга. Тверь. Тула. Торжок // Культурные сокровища России. М., 1913. Вып. 7. С. 65-67; Дробленкова Н. Ф. Житие Ефрема Новоторжского // СККДР. Вып. 1. С. 148-150; Феринц И. Моисей Угрин и его братья // Studia Slavica. Bdpst., 1993. S. 19-25; Лопатина Н. А. Краеведческий альманах № 4: Мат-лы по истории новоторжского Борисоглебского мон-ря. Тверь, 2004; Творогов О. В. О «Своде древнерусских житий» // Рус. агиография: Исслед., публикации, полемика / Отв. ред. С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 28; Викторов В. В. Житие прп. Ефрема Новоторжского в фондах НИОР РГБ // Зап. ОР РГБ. М., 2008. Вып. 53. С. 61-68.

Првославная энциклопедия