Близ есть, при дверех..: христианское учение о конце мира

Цель нашего земного существования одна — подготовиться к вечности. Христианская мудрость заключается в том, чтобы драгоценный талант времени, данный нам Богом, максимально использовать для будущей жизни. Господь Иисус Христос в поучениях призывал Своих учеников дорожить временем и трезвиться, т.е. жить в постоянной готовности предстать перед Богом для отчёта. «Бодрствуйте, — говорил Господь, — потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». (Мф. 24, 42), то есть в самый неожиданный момент жизнь ваша может оборваться. То будет для вас концом мира, днём Суда и началом вечности.

Все люди боятся смерти, но в разной степени. Если человек верит и живёт для добра, то смерть для него не столь страшна. Она воспринимается как освобождение от трудов, болезней и горестей и как начало нескончаемого блаженства. Если же человек не имеет веры или погряз в грехах, то он боится даже подумать о смерти. Апостолы наставляли христиан помнить о конце своей жизни и о предстоящей встрече с Богом.

Ранняя христианская письменность свидетельствует, что тогда многие христиане напряжённо ожидали скорого Пришествия Христова. Это ожидание поддерживалось той атмосферой гонений и мученичества, которыми была окружена их жизнь. Интенсивность преследований за веру, когда нельзя было поручиться ни за один день спокойного существования, напоминала предсказания Спасителя о последних временах. Достаточно вспомнить архидиакона Стефана, апостолов Петра и Павла, мучениц Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию, великомученицу Варвару, Победоносца Георгия и других мучеников, чтобы убедиться, что жизнь христиан под римскими правителями постоянно висела на волоске. В лютых гонителях христианства: императорах Нероне, Домициане, Декии и Диоклитиане — христиане видели апокалипсического зверя-антихриста.

С крушением язычества в начале VI века гонения на верующих надолго утихли, и ожидание второго Пришествия Христова стало менее напряжённым. Сделалось очевидным, что до наступления Дня Господня в жизни человечества должны завершиться определённые духовные и социальные процессы и перемены.

Признаки второго Пришествия Христова

В заключение Своей беседы о конце мира Господь Иисус Христос сказал: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях» (Мф. 24, 32–33), — т.е. сами события покажут, насколько близок конец мира. В беседах Спасителя и в наставлениях апостолов мы находим следующие «знамения» приближения второго Пришествия Христова.

Повсеместное распространение Евангелия.

«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24, 14).

Крайнее ослабление веры.

Хотя христианское учение и будет общеизвестным, но люди станут к нему равнодушны, так что «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18, 8). По словам апостола Павла, то будет время, «когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4, 3–4); т. е. люди будут интересоваться не тем, что истинно, но тем, что любопытно и приятно слушать.

Появятся лжепророки и лжемессии, которые будут совращать людей во всевозможные секты и дикие культы, потакая развращённым нравам толпы. Относительно лжеучителей Господь предупреждает верующих в таких словах: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: я Христос, и многих прельстят» (Мф. 24, 4–5). «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам» (Мф. 24, 24–25). Книга Откровения описывает чудеса последнего лжепророка, а апостол Павел объясняет, что то будут ложные, кажущиеся чудеса.

Обращение ко Христу еврейского народа.

Согласно апостолу Павлу, с процессом стихийного отступления от христианства многих народов совпадёт возвращение ко Христу еврейского народа: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, что ожесточение (неверие) произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет (в Церковь) полное число язычников, и так весь Израиль (последних времен) спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11, 25–26).

Зло и беззакония крайне усилятся.

Утрата веры повлечёт за собой ещё большее падение нравственности. Апостол Павел так характеризует людей перед концом мира: «В последние дни, наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы… нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3, 1–5). «И по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12). Из совокупности предсказаний Священного Писания следует заключить, что наступлению последнего и страшного дня конца мира будет предшествовать многовековое нравственное разложение, в результате которого духовная жизнь человечества придёт в глубокое расстройство. Интересы плоти возобладают над интересами духа. Христом перестанут интересоваться и перестанут думать о Нём. Его жизнь и Его учение отойдут для многих в область воспоминаний. Повторится предпотопное состояние человечества, о котором мы читаем в Библии: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека...» (Быт. 6, 5–6). Подобное состояние человечества будет и перед вторым пришествием Христовым.

Распространится колдовство, служение нечистой силе и другие языческие мерзости.

Само мировоззрение людей будет отравлено диавольской ложью: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4, 1). Книга Откровения предсказывает чрезвычайное проникновение диавольской силы в жизнь людей. Эта потусторонняя сила, подобно дыму, наполнит и отравит самую атмосферу, которой дышат люди, как пишет апостол Иоанн: «Когда был отворен кладезь бездны, из нее вышел дым, как из большой печи, и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладезя. И из дыма вышла саранча на землю... Царем над собой она имела ангела бездны, имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Апполион (губитель)» (Откр. 9, 2–3; 11).

Возрастут взаимная вражда и ненависть, усилятся гонения на верующих.

Имя христиан сделается ненавистным для людей, отвергших всякую религиозную культуру, всякую память о Боге, всякое к Нему обращение и всю свою надежду возложивших только на самих себя, на свой ум, на свои знания, на свое умение. Число христиан очень сократится, и врагами для верующего человека иногда окажутся его собственные родственники, как Господь предсказывает: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас, и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое... И друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга» (Мф. 24, 9–10) так, что даже «предаст брат брата на смерть, и отец — детей, и восстанут дети на родителей и умертвят их...» (Мк. 13, 12–13). «Но и волос с головы вашей не пропадет» (Лк. 21, 18) — утешает в заключение Спаситель.

Кровопролитные войны и разные бедствия в природе примут катастрофические размеры.

Люди будут изнемогать от тяжести переживаемых бедствий. Они не в силах будут преодолеть их собственными усилиями, но и искать помощи у Бога не подумают по причине своего неверия. «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут глады и моры и землетрясения по местам…» (Мф. 24, 6–7). «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» (Лк. 21, 25–26). Последние слова этого пророчества, очевидно, относятся к самому концу мира. Но за несколько лет до него произойдёт нечто ещё более страшное в жизни человечества — воцарится антихрист.

Антихрист

Наименование «антихрист» употребляется в Священном Писании в двояком смысле: широком, общем, обозначающем всякого противника Христова; и в собственном смысле, для обозначения определенного ненавистника Христа. Появление на мировой сцене этого определенного антихриста является последним и решительным признаком приближения второго пришествия Христова.

Всё возрастающее в человечестве отступление от Бога в конце концов найдёт свое сосредоточение и воплощение в «человеке греха», которым возглавится вся ненависть и злоба к христианству. О качествах и о действиях этого антихриста читаем у апостола Павла: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот («День Господень») не придёт, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога… Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, — и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего, того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить всякой лжи» (2 Фес. 2, 3–11).

Что будет содействовать успеху антихриста, в чём будет заключаться секрет его огромной власти и влияния? Очевидно, антихрист будет ярким выразителем своей материалистической и богоборческой эпохи. Кроме того, его пришествию к власти будут содействовать и внешние факторы. Возможно, что в его время над человечеством нависнет угроза всемирной атомной и биологической войны или всеобщего политического и экономического кризиса. Правительства будут на краю краха, а народы — в состоянии смут и революций. Тогда на мутных волнах мировой бури всплывет «гениальный» вождь и «спаситель» человечества. За его спиной будет стоять организация, стремящаяся к мировому господству. Опираясь на неё, антихрист выступит с готовой программой социально-экономических преобразований, которые наперебой будут поддерживать и рекламировать средства массовой информации.

Некоторые увидят в антихристе долгожданного мессию, большинство же людей окрылится надеждой, что он положит конец войнам и кризисам и принесёт всеобщее благоденствие. Вероятно, имея в виду такую слепоту людей, не видящих нависшую над ними катастрофу, апостол Павел писал: «День Господень так придет, как тать (вор) ночью. Ибо, когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес. 5, 2–3).

Антихрист не удовлетворится одной политической властью и внешними преобразованиями. Восхваляемый всеми, он возомнит о себе как о великом мыслителе, сверхчеловеке и даже божестве и выдвинет новое мировоззрение — новую веру и новую мораль взамен «отжившему» и «не удавшемуся» христианскому учению. Одурманенный манией величия, он начнёт выдавать себя за Бога и воссядет в храме, требуя себе поклонения. По слову апостола Павла, деятельность антихриста будет весьма успешной, поддерживаемая сатаной, сопровождаемая знамениями, ложными чудесами и всяким неправедным обольщением погибающих. Под знамениями и чудесами антихриста можно понимать не только мнимые чудеса и фокусы, но и высшие достижения человеческого гения, науки и искусства, которые будут обращены на укрепление его власти. Будет применена самая усовершенствованная система слежки за людьми и контроля их поступков. Желающие что-либо купить или продать должны будут предъявить официальное разрешение на это. Радио, телевидение и пресса будут непрерывно укреплять культа вождя и формировать общественное мнение, угодное власти. Люди, дерзнувшие усомниться в гениальности антихриста или несогласные с его мероприятиями, как враги человечества будут безжалостно уничтожаться.

Образ грядущего антихриста представлен у пророка Даниила в виде «малого рога», который носит черты сирийского царя Антиоха Епифана — жестокого гонителя верующих иудеев. В Откровении святого Иоанна Богослова антихрист представлен в образе чудовища, вышедшего из моря, носящего черты римских императоров Нерона и Домициана, современников апостола Иоанна. Надо пояснить, что в Откровении под зверем надо понимать не только самого антихриста, но и весь государственный аппарат его антихристианской империи.

При ознакомлении с библейскими прообразами антихриста, бросаются в глаза некоторые общие для всех его предвестников черты. Все они, в сущности, были людьми ничтожными, как в интеллектуальном, так и в государственном отношении. Высшей власти достигли не по своим заслугам или способностям, но в силу удачно сложившихся обстоятельств. Они были больше заговорщиками, чем людьми широкого государственного ума. Все они страдали непомерной манией величия; в личной жизни они были лживы, развратны и жестоки. Можно предполагать, что подобными же свойствами будет отличаться и последний «гениальный вождь».

Если понимать указания Священного Писания буквально, то деятельность антихриста продлится три с половиной года и закончится пришествием Христовым, всеобщим воскресением мертвых и Страшным судом. (Дан. 7, 25; Откр. 11, 2–3; 12, 13; 13, 5).

Характер личности антихриста и образ его действий предположительно, но подробно изображает святой Кирилл Иерусалимский в Огласительных поучениях (5-е и 15-е) и святой Ефрем Сирин в «Слове на пришествие Господне и антихристово». Известный русский философ Владимир Соловьёв пытался изобразить время пришествия антихриста и его облик в своей «Повести об антихристе», но его описание и зачастую шутливый тон повествования совсем не передают всего ужаса и беспросветности, какие нависнут над человечеством в последний период его существования. Повесть эта — наивная идиллия по сравнению с ужасом, какой будет господствовать над людьми, потерявшими Бога.

В Откровении Иоанна Богослова указывается на появление в этот период «двух свидетелей», которые будут прорицать истину, творить чудеса, и когда окончат свидетельство свое, будут умерщвлены антихристом (Откр. 11, 3–12).

Таково свидетельство Слова Божия о грядущих временах, о понятиях и настроениях общества перед вторым пришествием Христовым. Хотя эти все признаки явны и очевидны, способность увидеть и понять их зависит от духовного уровня человека. Грешники неспособны будут понять ни того, что на их глазах происходит, ни куда мир катится. Поэтому Спаситель предупреждал Своих учеников: «Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдёт на всех живущих по всему лицу земному; итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.» (Лк. 21, 34–36).

Второе пришествие Сына Человеческого

Духовный взор христиан должен быть направлен к грядущему радостному событию — второму пришествию Христа на землю: «Когда же начнет это сбываться (последние бедствия), тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21, 28). Действительность этого пришествия со всей определенностью засвидетельствована Самим Господом Иисусом Христом, с указанием ряда подробностей (Мф. 16, 27; Мф. 24; Мк. 8, 38; Лк. 12, 40; Лк. 17, 24; Ин. 14, 3). Об этом событии возвестили ангелы при вознесении Господа (Деян. 1, 11) и часто напоминали апостолы.

Сам Господь изобразил Своё пришествие в следующих чертах: оно будет внезапным и для всех явным, «ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 27).

Перед Его вторым пришествием на небе явится знамение Сына Человеческого, увидев которое «восплачутся все племена земные». Это будет, по общему мнению отцов Церкви, знамение животворящего Креста Господня.

Господь придёт, окруженный бесчисленными сонмами ангелов, во всей славе Своей: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей…» (Мф. 25, 31). Из этих слов Спасителя видно, что Его второе пришествие будет совсем иным, чем первое, когда Он добровольно смирил Себя, придя в образе простого человека, жил в нищете и терпел всяческие унижения.

Он придёт, чтобы праведно судить вселенную и воздать каждому по делам его. Этим отличается по существу цель второго пришествия Его в мир от цели первого пришествия, когда Он приходил не судить мир, но спасти, приходил положить душу Свою для спасения многих.

Воскресение мертвых

В великий день пришествия Сына Человеческого совершится всеобщее воскресение мертвых, которые восстанут в преображенном виде. О нём Господь так говорит: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия» (Ин.5, 28). Когда саддукеи выразили неверие в возможность воскресения, Господь укорил их, сказав: «Заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией» (Мф. 22, 29).

Несомненность истины воскресения и важность веры в воскресение апостол Павел выразил в таких словах: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом же мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, что Он воскресил Христа, Которого он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают… Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших… Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 13–15, 20, 22).

Воскресение мертвых будет всеобщее и одновременное, как праведников, так и грешников: «И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 29). При этом несомненно, что вид воскресших праведников будет иной, чем воскресших грешников: «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13, 43), — сказал Господь о праведных. Поясняя это, святой Ефрем Сирин говорит, что тогда «одни уподобятся свету, а другие — тьме».

Из слова Божия надо заключить, что воскресшие тела останутся в своей сущности те же, какие принадлежали душам в земной жизни: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53). Но при этом они восстанут преображенными — нетленными и бессмертными. Они будут совершенно свободны от изнеможения и от немощей нынешней жизни. Они станут одухотворенными и небесными, свободными от телесных потребностей. Жизнь после воскресения уподобится жизни бесплотных ангелов, по слову Господа. Что касается грешников, то и их тела, без сомнения, восстанут в новом виде, но, получив бессмертие, они в то же время отразят на себе безобразие нравственного растления.

Что касается тех людей, которых пришествие Господне застанет живущими на земле, то, по слову апостольскому, с ними произойдёт мгновенное изменение, такое же, как и с воскресшими мертвыми: «Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15, 51–53). О встрече верующих с Господом, которая произойдёт после этого, апостол Павел так писал: «Не хочу оставить вас братия в неведении... что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господне на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4, 13–17).

Всеобщее воскресение, «восхищение» праведников и следующие за ним Страшный суд и вечная жизнь составляют явления, которых мы не в состоянии ни вполне понять, ни представить, так как ничего подобного не переживалось нами. Не можем мы и разрешить те вопросы, которые при этом встают перед пытливым умом нашим.

Подготовил А. Боголюбов

 

p-beseda.ru