«СВЯТАЯ» ЗАКВАСКА, ИЛИ ХЛЕБ ОТ ЛУКАВОГО

Ко мне на улице обратилась напуганная чем-то пожилая женщина.

– Батюшка у меня большое горе, помогите… – чуть ли не рыдала она. – Мне соседка принесла в баночке святое тесто от Матронушки. Я его поставила на стол. А кошка, противное животное, столкнула баночку со стола… Она разбилась, святое тесто смешалось с грязью. Что делать? – она утерла слезу.

У меня невольно возникла мысль:

«И скажи после этого, что кошка не достаточно разумное животное. Да она в данном случае умнее человека оказалась»… И я стал объяснять суеверной женщине всю греховность и невежественность ее поведения, о чем, уверен, будет полезно лишний раз напомнить читателям.

Итак, всякие новоявленные так называемые святые хлебы (закваски) – это вздорное сочинительство неких язычников-безумцев, а точнее, еще один лукавый способ сатаны поглумиться над названиями святынь, именами праведников и т. д.

Кроме вышеупомянутого теста, «путешествовали» по стране «хлебы (закваски)» «из Иерусалима», «из Почаевской Лавры», а еще встречались «афонский хлеб», «тесто счастья» и др. Подобно фигурировали и так называемые «святые письма», которые необходимо было «переписывать по 20 раз»... Здесь следует процитировать Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры по поводу распространяемой «святой закваски». Она, по их словам, «является проявлением духовного невежества, суеверия… Вся эта затея есть дело рук людей, водимых бесовской силой. Поэтому, – назидают они, – просим вас быть очень осторожными в подобных явлениях и на все брать благословение у местных священников».

Как важно помнить эти вразумления в свете слов Спасителя: «Берегитесь, чтобы никто не прельстил вас» (Мф. 24, 4).

А чтобы никто не прельстил нас, следует жить полноценной церковной жизнью и помнить, что в Божьем храме есть все для спасения и благодатного насыщения человека. С одной стороны – это Таинства, священнодействия на разные случаи жизни, с другой – существуют видимые святыни для спасительного телесного употребления. Кому не известно, что нет святее ничего в мире, чем Причастие (конечно, если приступают к нему достойно), что в храме можно приобрести истинные святые хлебы, скажем, артос, просфоры, хлебцы, взять святую воду, освященное масло…

Казалось бы: зачем обращать внимание на что-то заведомо сомнительное, странное, приходящее извне церковной ограды, пусть даже, на первый взгляд, привлекательное?.. Даже народная мудрость гласит: не все то золото, что блестит.

Само Священное Писание нас постоянно призывает «трезвиться» (1 Петр. 5, 8), «бодрствовать» (Мф. 24, 42), другими словами – хранить чистоту Православия, истинную веру в сердцах своих, не поддаваться на подлые ухищрения диавола. На каждом богослужении богомольцы, присягая Богу, поют «Символ веры» и т.д. Однако бывает, к сожалению, как в притче о сеятеле – «приходит лукавый и похищает посеянное в сердце» (Мф. 13, 19), то есть человек теряет веру и вместо нее впадает в суеверие.

Почему так случается и подчас даже с прихожанами? Все потому, что люди ждут со стороны адского врага, отца лжи, явной подлости, провокации, видимых и ощутимых зла, осквернения.

А вместе с тем, теряя христианскую бдительность, порой забывают, что диавол для обольщения может принимать, что чаще всего и происходит, «вид Ангела света» (2Кор. 11, 14), то есть способен прикрываться святостью. Как в данном случае.

Некие безумцы назвали свои языческие закваски, обещающие сами по себе «исполнения желаний», «приношение в дом достатка», святыми и – пожалуйста… Враг достиг своей цели. Отдельные люди, не ведая, что творят, начинают передавать гадкое снадобье друг другу, впадая в грех и удаляясь от спасительной Церкви Христовой. Ведь достаточно просто испечь хлеб, съесть его и проблем как не бывало.. А ведь как известно: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке».

Поэтому будем помнить, что подобные рецепты призваны лукавым не для того, чтобы «напитать святостью», а чтобы погубить душу человеческую грехом вероотступничества.

Протоиерей
Анатолий Симора