Лестница Великого поста

ЛЕСТНИЦА К СВЕТЛОМУ ПРАЗДНИКУ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА

 


Цель занятия: обобщить знания учащихся о Великом посте, о задачах, стоящих перед человеком в великопостное время; развивать речь, мышление, память; нравственное воспитание (на примере св. прпмч. мученика Корнилия).

Ход занятия. (В начале занятия звучит колокольный звон)

- Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о Великом посте. 40 дней в пустыне Господь молился и постился, прежде чем идти служить людям. Великий пост установлен в память об этом и продолжается, сколько дней? (ответ детей)

(О страстной седмице будет сказано впоследствии, по мере её приближения)
- Великий пост готовит нас к самому большому православному празднику, к какому? (ответ детей)
- Время поста - совершенно особое время. Пост дан для приготовления к празднику, а как же мы постимся? (ответы детей)
- Самое главное - постараться исправиться, стать лучше. А нужно ли это и легко ли? (ответы детей)
- Преодолевая свои недостатки, стараясь стать лучше, мы, день за днем приближаемся к светлому празднику Пасхи. Преодолевать трудности непросто, и мы словно поднимаемся в гору или по лестнице. Вот здесь на плакате (а у вас в тетрадях) «лестница Великого поста». На ней отмечены недели (или седмицы), воскресения (или недели). Подготовка к посту начинается задолго до него. И первая подготовительная неделя – о мытаре и фарисее. (Рассказ детей о притче)
- Чему же учит нас пример мытаря? (ответ детей)
- Вот эта картина (репродукция картины «Возвращение блудного сына» Рембрандта) написана на Евангельский сюжет. Я не оговорилась, это картина ли икона? (ответы детей, объяснение, в чем отличие картины от иконы, на какой сюжет из Евангелия написана картина, рассказ детей и содержании притчи, о том, чему учит нас пример блудного сына).
- Следующее название недели - о Страшном Суде. Вспомните, что вам рассказывал об этом инок в монастыре, когда мы были на экскурсии? Ответы детей. Затем рассказ детей о Прощеном воскресении.
- Итак, три подготовительных недели поста закончились. 1-я седмица Великого поста. Что изменилось в церкви? (ответы детей)
- Действительно, покровы на иконах черного цвета, меньше поют, а больше читают. И пение звучит по-особому.

(Прослушивание музыкального фрагмента. Дети дают характеристику музыки)

- И вот 1-я неделя, т.е. воскресение. Она называется Торжество Православия (а во время Великого поста каждое воскресение имеет свое название, как я уже вам говорила. Что вы помните из моего рассказа об этом празднике? (ответы детей)

- Сейчас идет 2-я седмица Великого поста, и вы в тетрадях подобно предыдущим закрасите ступеньку этой седмицы (выполнение задания)
- Во 2-ю неделю Великого поста церковь вспоминает св. Григория Паламу - знаменитого богослова, епископа. Вырос он при дворе императора, где служил его отец. Получив великолепное образование, Григорий Палама мог бы тоже поступить на службу к императору, но из любви к Богу стал монахом. (Задание на дом: отметить в тетради 2-ю неделю Великого поста).
- К лестнице Великого поста мы с вами еще вернемся на последующих занятиях, а сейчас подумайте, легко ли человеку стать лучше, исправиться, может ли он сам, своими силами справиться со своими недостатками? (ответы детей).
- Действительно, сам человек себя исправить не может, ведь нужно делать над собой усилие, а человеку себя всегда жалко. И в молитвах мы просим помощи у Господа, у Матери Божией, у святых. Молитвы в церквах читаются и поются. Пение в православных церквах звучит с аккомпанементом или без него? (ответы детей)
- Правильно, в православных церквах поют а capella, то есть без сопровождения. Дома люди благочестивые пели и поют песни духовного содержания. Поют и a capella, и с сопровождением. Мы с вами сейчас споем песню о молитве человека к Божией Матери. Как мы будем петь? (ответы детей, затем исполнение песни «Утоли моя печали» с аккомпанементом на два голоса).
- Стать лучше нам помогает и пример людей святых. Вчера в нашем монастыре было большое торжество: память св. прпмч. Корнилия. Он родился в 1501 году в древнем русском городе Пскове, в семье благочестивых и добрых родителей Стефана и Марии. Ещё меленьким отроком потянулся всем сердцем к Богу. Благочестивая мать научила сына любить нищих и странников, а также одарять их тайной милостынею. Для обучения грамоте отрока отдали в Спасо-Мирожский монастырь; в обителях в русских людях поддерживали прекрасные чувства: любовь до самопожертвования к ближним и Родине, ревность к православию, стремление к самоусовершенствованию в духе Евангельского учения, там же при обучении грамоте преподавался ключ к чтению и уразумению Божественных писаний.

В обители под руководством старца юный подвижник изучал грамоту, Священное Писание, учился колокольному звону, рубил дрова наравне со взрослыми братиями, делал свечи, но, прежде всего, охотно и много молился.

Закончив учение, вернулся юноша в родной дом, но по-прежнему был далек от мирской суеты. Побывав в Псково-Печерской обители, он навсегда ушел из родного дома и принял иноческий постриг в Псково-Печерском монастыре с именем Корнилия. Здесь он поселился в убогой келье, вел строгую подвижническую жизнь: пост, молитва, любовь к Богу и братии составляли его жизнь. Этот подвиг не остался незамеченным. Братия монастыря избрала его своим игуменом, когда ему было всего 28 лет. Управлял он обителью 41 год и 2 месяца. Много успел он сделать за это время. При игумене Корнилии Псково-Печерский монастырь стал светильником веры Православной.

Проповедь Православия среди языческих племен - яркий след, оставленный преподобным Корнилием в истории нашего отечества. Истинно пламенной была любовь игумена Корнилия к ближнему и велика забота о спасении его души. Особенно это проявлялось в дни частых моров (эпидемий) на Псковщине. это было опустошающее бедствие: города закрывали свои ворота для въезда, целые селения пустовали, дома стояли заколоченными, груды мертвых тел лежали непогребенными.

А преподобный со своими иноками выходил из монастыря и шел причащать смертельно больных, кормить выздоравливающих, отпевать и хоронить умерших. Истинное христианское милосердие проявлял он среди окрестного населения. Ответной любовью платили ему жители Псковской земли.

- Сейчас я вам загадаю загадки о добродетелях, а вы загадки отгадаете и скажете, была ли такая добродетель у святого Корнилия.

Чтоб не плавать без ветрил,
Чтоб маяк пред вами был,
Исполнялась жизни мера,
Нам нужна лишь наша... (вера)
У кого она в достатке,
С тем дружить легко и гладко.
Для души приобрету
Я у Бога... (доброту)

Сердце милует слепых,
Слабых, нищих и больных,
И здоровых пожалеет:
Всякий ведь душой болеет!
Кто в старании усердный,
Тот зовется... (милосердный)

- В ваших тетрадях вы рисовали дерево добродетелей. Дома посмотрите, есть ли среди ваших добродетель, подобная тем, что были у св. Корнилия? Закончить наше занятие мне хочется вот этим стихотворением:

Если лгал, то больше не лги:
- Господи, помоги!
Если обиды не мог снести:
- Господи, прости!
Если к задаче ищешь ключи:
- Господи, научи!
Если подняться лень до зари:
- Господи, ободри!
Если впервые пустился вплавь:
- Господи, не оставь!
Если вспыхнуло солнце в твоей судьбе:
- Господи, слава Тебе!

portal-slovo.ru