Акафист свт. Спиридону Тримифунтскому

Кондак 1: 
 
Препрославленный от Господа святителю и чудотворче Спиридоне! Ныне всечестную память твою празднующе, яко много могущему споспешествовати нам о прославльшем тя Христе, умильно вопием ти: избави нас от всяких бед и зол, да с благодарением зовем ти: Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче!

Подробнее...

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.). Слово въ день святителя и чудотворца Николая

По имени твоему, тако и житіе твое.
 
Такъ говорится въ одномъ изъ пѣснопѣній церковныхъ въ честь и славу святителя Христова Николая. Побѣды тезоименитый, онъ и въ самой вещи явился истиннымъ побѣдителемъ, побѣждая благимъ злое, и прежде всего въ самомъ себѣ побѣдителемъ страстей, воюющихъ во удѣхъ нашихъ. Глубокимъ смиреніемъ онъ попралъ въ себѣ свойственныя падшему человѣку самолюбіе и гордость, воздержаніемъ и постомъ побѣдилъ любосластіе и плотскія похоти, самоотверженіемъ и духовною нищетою попралъ сребролюбіе и всякое пристрастіе къ земному, молитвою и трезвеніемъ преодолѣвалъ уныніе и лѣность, кротостію и незлобіемъ обезоруживалъ всякую злобу и лукавство, горячею любовію къ ближнимъ попралъ и искоренилъ зависть и недоброжелательство, неистощимымъ милосердіемъ къ несчастнымъ сокрушилъ скупость и холодное безучастіе къ бѣдствующимъ. По имени его, тако и житіе его.

Подробнее...

Исповедь и покаяние

Схиархимандрит Гавриил (Бунге) – бывший монах-бенедиктинец, перешедший в 2010 году в Православие. С восьмидесятых годов живет отшельником в скиту в швейцарских Альпах. Во время своего последнего визита в Москву отец Гавриил дал интервью порталу «Православие и мир». Основной темой беседы стала тема исповеди и покаяния.

Подробнее...

Что такое «дух» в человеке?

В учении о человеческой ипостаси, включающей различные природы, не догматизированы и не осуждены две схемы: дихотомия и трихотомия, поэтому этот вопрос относится к области богословских мнений. Общепринятым в Православии можно считать следующее представление о природе человека: «Cвятые отцы разделялись во мнениях о составе человеческой природы. Одни учили о двухчастности человеческого состава, то есть о том, что человек состоит из души и тела. Другие выделяют в нем три части: дух, душу и тело. Однако между этими двумя мнениями нет противоречия…

Подробнее...

Рождественский пост. Добрый путь – добрые помыслы

Раньше, в далеком и наивном детстве, имелась у меня маленькая зимняя радость – встреча с первой пушистой елочкой. То ли были это радивые продавцы, еще задолго до новогоднего праздника обряжавшие в магазине елку в шары да гирлянды, то ли где-то в окошке напротив вспыхивали вдруг разноцветные лампочки, то ли в метро над головами спешащих людей вдруг проплывала зимняя красавица, поддерживаемая бережными руками – домой, к детям, к их безграничной радости… Потом-то я привыкала. Но самая первая елочка была благой вестью моему нетерпеливому сердцу – скоро Новый год!

Подробнее...

Свт. Георгій (Конисскій), архіеп. Могилевскій и Бѣлорусскій († 1795 г.) Слово въ день святыя Великомученицы Екатерины.

И вожделѣетъ царь доброты твоея (Пс. 44:12)
 
Празднуемъ день невѣсты Христовой, Великомученицы Екатерины, которую Царь неба и земли, Сынъ Божій Единородный въ живомъ и несумнѣнномъ сновидѣнія небеснаго дѣйствіи, какъ читаемъ въ повѣсти страданія ея, обручилъ Себѣ въ невѣсту, давъ ей перстень изъ руки Своея Божественныя. Комужь не желательно увидѣть доброту сей невѣсты Христовой? а что больше и несравненно, кому не желательно и себе самого видѣть въ тойже самой добротѣ, Христу Сыну Божію вожделѣнной и перстень обрученія съ Нимъ съ Божественныхъ перстовъ Его извлекающей? А сіе то высочайшее блаженство есть собственное наше, о, христіане, понеже вся церковь Христова, все сословіе христіанское удостоено нарицатися невѣстою Христовою, и, конечно, есть, естьли только доброту лица невѣсты сея на себѣ указываемъ, которая доброта не что иное есть, какъ образъ Божій, по коему мы созданы есмы, по оному написанному: и сотвори Богъ человѣка, по образу своему и по подобію своему (Быт. 1, 27); какъ бо Богъ есть самое лучшее добро и источникъ всего сотвореннаго добра, потому и въ сотвореніяхъ Своихъ тое больше любитъ, тоей доброты больше вожделѣетъ, которая яснѣйше на себѣ образъ Его указуетъ. Въ чемъ убо образъ Божій, въ коемъ созданы есмы, состоить, и какъ мы, потерявъ оный, опять воспріяли и возобновили въ насъ женихомъ церкви, Спасителемъ нашимъ Іисусъ Христомъ, потому и практическое сего образа въ насъ начертаніе должно дѣйствоваться, о томъ пріимите слѣдующее слово.

Подробнее...

Свт. Филаретъ, митр. Московскій. Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятыя Богородицы.

Приведутся Царю дѣвы въ слѣдъ Ея,
искреннія Ея приведутся Тебѣ (Пс. 44:15).
 
Что такое видитъ Божественный Пророкъ? Кто сей Царь? Какія это дѣвы? Для чего во множествѣ приводятся онѣ къ Царю? Кто ими предводительствуетъ?
 
Царь есть Іисусъ Хрістосъ, Котораго впрочемъ царство нѣсть отъ міра сего. Дѣвы суть чистыя души, единаго Іисуса Хріста возлюбившія такъ, что уже ни къ чему въ мірѣ плотскою любовію не привязаны. Приводятся онѣ къ сему Царю, чтобы получить царствіе небесное, чтобы не только принадлежали онѣ сему царствію, какъ рабыни, но чтобъ и оно принадлежало имъ, какъ царскимъ дщерямъ, какъ невѣстамъ царя, какъ царицамъ. Предводительствуетъ ими великая невѣста царева — Церковь, среди же собора церковнаго первенствуетъ верховная Невѣста царева — Богоблагодатная Дѣва Марія.

Подробнее...

Движемся мы вперед или стоим на месте?

Пастыри о том, как оценить свое духовное состояние
 
У верующих часто возникает ощущение, что в своей духовной жизни мы топчемся на месте, исповедуя одни и те же грехи из года в год. А можно ли по каким-то внешним признакам оценить преображение своей души, вектор этого преображения? Хотя бы то, что мы падаем (например, охлаждение к храмовой службе – признак омертвения души, по преподобному Варсонофию Оптинскому). Вообще как мы можем судить о себе, продвинулись ли мы вперед в своей духовной жизни или нет? Или суждение о том, что мы добились тут успехов, автоматически будет впадением в прелесть?

Подробнее...

Несколько слов о горении духа

Нередко, читая жития подвижников благочестия, мы находим там слова, свидетельствующие, что они, подвизаясь, постоянно восходили от силы в силу, – их жизнь можно представить себе как движение по лествице, ведущей от земли к Небесам. Нужно понимать, что подобного рода восхождение никогда и ни у кого не бывает совершенно линейным, беспрерывным. И, тем не менее, у них мы видим это движение вперед, а в своей жизни этого восхождения от силы в силу никак усмотреть не можем. Наверное, стоит сказать о причинах этого и о том, что же должно являться основой такого восхождения в нашей жизни.

Подробнее...

Храмовая икона святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива

Во времена гонений на христиан при императорах Диоклитиане (284-305) и Максимиане (305-311) в городе Едессе были схвачены два друга: христиане Гурий и Самон, проповедники Слова Божия. На предложение принести жертву богам святые ответили решительным отказом, исповедав свою веру во Христа. За это они подверглись страшным мучениям: их били, подвешивали за руки, привязав к ногам тяжелый груз, бросали в тесную темницу. Ночью мучеников отвезли за город и обезглавили (299-306). Христиане погребли их святые тела.

Подробнее...