Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.) День Святой Троицы.

Troica


Видѣхомъ свѣтъ истинный, пріяхомъ Духа Небеснаго, обрѣтохомъ вѣру истинную,   н е р а з д ѣ л ь н ѣ й   Т р о и ц ѣ   покланяемся:  Т а   б о   н а с ъ   с п а с л а   е с т ь   (Стихира).

Въ теченіе большей части года поется эта стихира за каждой Божественной литургіей, въ концѣ ея, но какъ-то совсѣмъ по-особенному звучитъ она въ день Святой Троицы. Конечно, это потому, что въ ней какъ разъ и прославляется Святая Троица.

Но почему Св. Троица прославляется, и всѣ вѣрующіе призываются къ поклоненію Ей въ день праздника Пятидесятницы, когда воспоминается Сошествіе Святаго Духа на Апостоловъ? Не есть ли этотъ праздникъ, собственно, въ честь лишь Третьяго Лица Пресвятой Троицы — Святаго Духа, а не всей Св. Троицы?

Подробнее...

Архіеп. Амвросій Ключаревъ († 1901 г.). Слово въ день Усѣкновенія главы святаго Іоанна Крестителя. О стыдѣ и стыдливости.


Есть стыдъ наводяй грѣхъ, и есть стыдъ слава и благодать (Сир. 4, 25).

Полное собрание проповедей Высокопреосвященнейшего Архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского. Том III. Харьков, 1902. Это изреченіе древняго библейскаго мудреца разъясняетъ намъ одну нравственную черту, выразившуюся въ обстоятельствахъ мученической кончины святаго Іоанна Крестителя. Стыдъ Ирода сознаться предъ своими придворными въ безразсудности клятвы, данной угодившей ему танцовщицѣ — исполнить всякую ея просьбу, довелъ его до преступнаго повелѣнія предать смерти величайшаго праведника, противъ собственнаго его убѣжденія. Это внутреннее его убѣжденіе въ невинности и благотворномъ вліяніи св. Іоанна на его собственную загрубѣвшую въ преступленіяхъ душу возбуждало въ немъ смущеніе и стыдъ предъ самимъ собою. Но въ порочномъ его сердцѣ проблескъ стыда истиннаго предъ своею совѣстію былъ подавленъ стыдомъ ложнымъ передъ людьми. Для выхода изъ затруднительнаго положенія путемъ сознанія въ безразсудствѣ данной клятвы и раскаянія, у него не достало честности и мужества, — и преступленіе совершено. Такъ есть одинъ стыдъ наводяй грѣхъ, и есть другой стыдъ слава и благодать.

Подробнее...

Священномученик Андрей (Ясенев)


На иконе Егорьевских новомучеников первым среди прочих святых изображен священномученик Андрей. Изображение его предстоящим было написано не случайно. Его первенство обусловлено тем, что он был благочинным Егорьевского округа, то есть старшим священником.

Подробнее...

А. П. Лопухин. Послание Иеремии


1. Неподлинность послания

Послание Иеремии, написанное на греческом языке, на самом деле не принадлежит великому иудейскому пророку. Это доказывается во 1) тем, что его совсем нет в еврейской Библии, в сирийском переводе Пешито и даже в некоторых списках LXX-ти; во 2-х) самое содержание послания не имеет почти ничего общего с содержанием книги пр. Иеремии, 3), наконец, язык послания далеко не похож на блестящий язык кн. пр. Иеремии. Кроме того, в послании своем Иеремия не мог употребить таких неточных выражений как семь родов вместо семидесяти лет (для обозначения периода вавилонского плена) и тому под.

Подробнее...

Священномученик Игнатий Богоносец. Послание к смирнянам

ISTM Ignatiy Bogonosec


Игнатий Богоносец облагодатствованной всяким дарованием, исполненной веры и любви, не лишенный ни единого дара, боголепнейшей и святоносной - смирнской, в Азии, Церкви Бога Отца и возлюбленного Иисуса Христа, желает в непорочном духе и слове Божьем премного радоваться.

Подробнее...

Ефрем Новоторжский

Prp Efrem Novotorgskiy


Преставление († 28.01.1053 (10.02. н. с.), Нов. Торг, ныне Торжок Тверской обл.), прп. (пам. 28 янв., 11 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Новоторжский, основатель новоторжского во имя св. князей Бориса и Глеба муж. мон-ря.

Подробнее...

Учение Восточной Церкви о богодухновенности Священного Писания на примере доктрины святителя Иоанна Златоуста


Образцом христианской благочестивой жизни IV века следует признать фигуру младшего современника «великих каппадокийцев» свт. Иоанна Златоуста. Он был крупнейшим практиком «церковного строительства», создателем константинопольской «Великой Церкви», а его проповедническая деятельность через «усвоение традиций античной культуры христианской церковью достигло полной и классической завершенности»[1].

Подробнее...

Синоптическая проблема Евангелий в православной библеистике


Введение

Синоптическая проблема – это историко-литературный вопрос о причинах сходства и различий между синоптическими Евангелиями. Синоптическая проблема не является чисто академической, отвлеченной: изучение ее помогает уяснить сущность Благой Вести, как она отразилась у боговдохновенных составителей Евангелий. К синоптической проблеме тесно примыкают и проблемы датировки и атрибуции первых трех Евангелий.

Подробнее...

Акафист свт. Спиридону Тримифунтскому

Кондак 1: 

Препрославленный от Господа святителю и чудотворче Спиридоне! Ныне всечестную память твою празднующе, яко много могущему споспешествовати нам о прославльшем тя Христе, умильно вопием ти: избави нас от всяких бед и зол, да с благодарением зовем ти: Радуйся, Спиридоне, предивный чудотворче!

Подробнее...