Краткий обзор занятий на начало 2017 г.

Краткий обзор занятий на начало 2017 г.

Воскресная школа для взрослых в конце 2016 года несколько модернизирована. Занятия перенесены на субботу в 15.30, чтобы прихожане по окончании занятий могли остаться на вечернее воскресное богослужение. На занятиях преподается православный катехизис, программа по катехизису стартовала в преддверии 2017 года. Преподаватели - клирики нашей церкви.

Краткий обзор пройденного материала по курсу, основные вопросы:

С Крещения началось общественное служение Христа (по Лк. 3:21–23). «…Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати…» (Лк. 3:21–23).

В День Крещения Иоанн Предтеча воочию убеждается, что Христос – обещанный Мессия и свидетельствует о Нем, как о Сыне Божием, по словам «Пославшего»: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1: 32–34). Крещение также называется Богоявлением, потому что в момент крещения Христа в водах Иордана на Него сошел Дух Святой в виде голубя и Бог Отец провозгласил Его Своим Божественным Сыном (Лк. 3:22), таким образом, состоялось явление Всей Пресвятой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.

В Крещении показан образ исполнения законной правды. Законную правду Христос исполняет посредством подчинения пророку. Но истинную «всякую правду» Господь исполняет в силу Домостроительства спасения: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих…» (Рим. 3: 21–22).

В Ветхом Завете никогда не говорилось о необходимости креститься от пророка, который придет перед Мессией. Смущение может вызвать вопрос иудеев, заданный Крестителю: «Что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?» (Ин. 1:25), которые, очевидно, предвкушали исполнение обетований, данных пророками: «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты» (Зах. 13:1). Фарисеи, зная о необходимости ритуальных омовений от нечистоты по Закону, интересовались значением нового для них вида омовения. И насколько Крещение Иоанново близко к ожидаемым всеми временам Мессии? Фарисеи ожидали другого Мессию и другого пророка для исполнения обетований, но не Иоанна и не «перед Мессией». По древнему преданию иудеи ждали пришествия пророка Илии, «того пророка», о котором говорил Моисей: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих,..воздвигнет тебе Господь Бог твой» (Втор. 18:15). Поскольку Иоанн образом жизни походил на пророка Илию, фарисеи спрашивают его: Ты ли тот пророк? Но Иоанн отрекается, потому что под «Тем пророком» имеет ввиду не Илию и не себя, а Мессию: «И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет» (Ин. 1:21). Логичен и следующий вопрос фарисеев: почему он крестит? Причина вопроса по большей части в зависти, и Креститель обличает их: «…исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия» (Ин. 1:23). Они не «узнали» Мессию, об этом свидетельствует сам Иоанн: «Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Kоторого вы не знаете» (Ин. 1:26).

В день крещения в Иордане Христос впервые понял и засвидетельствовал, что Он – Сын Божий? Нет. Христос всегда знал, что Он – Сын Божий, поскольку предвечно рожден от Бога Отца. Засвидетельствовал это явление в день Богоявления святой Пророк Иоанн Креститель: «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1: 34).

Крещение необходимо было, чтобы Христос получил дар Святого Духа от Бога для осуществления Своего мессианского служения, то есть впервые соединился с Ним за время принятия человеческой плоти? Нет. Троица единосущна и нераздельна, поэтому Господь – Бог Слово составляет единое Божественное Существо с Богом Отцом и Богом Духом Святым всегда. Для мессианского служения необходимо было Боговоплощение, которое осуществилось при посредстве Духа Святого. По учению Церкви, Святой Дух есть Выразитель и Сопроводитель Бога Слова.

Именно с момента Крещения Господь Иисус может быть назван Христом (Помазанником) – ибо был помазан от Духа Божия? По свидетельству Иоанна, может быть назван. Помазан в этот момент - Нет. Христос не был помазан от Духа Божия в момент крещения, поскольку Он – часть единого Бога Троицы, и Дух Святой с Ним всегда. Сошедший в виде голубя в момент крещения Христа Святой Дух был частью целого отображения Богоявления. Таким образом, это явление, увиденное Иоанном, было знамением над главой Христа для опознания Его как Мессии.

В Ветхом Завете вначале слово «Помазанник» применялось к израильскому царю: «…ибо он помазанник Господень» (1 Цар. 24:7), позже пророки применяли это понятие к грядущему Царю из дома Давидова, Который должен быть в конце времен тем Правителем, который бы исполнял волю Бога в Его народе: «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле» (Иер. 23:5). Мессианская же идея Помазанника-Мессии - Своими страданиями и смертью примирить людей с Богом. Мессия – Помазанник, т. е. наделенный Святым Духом, своей искупительной жертвой должен восстановить внутреннее единение людей с Богом. Завершением Его Царства станет второе пришествие и суд.

Свидетелем сошествия Св. Духа в виде голубя в момент Крещения был весь народ? Нет. Свидетелем этого явления был Пророк Иоанн, поскольку ему было сказано Пославшим: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1: 33–34). Иоанн есть Предтеча Господень, он призван свидетельствовать о Мессии и приуготовить путь Ему среди народа, дабы узнали и приняли Христа. Больше ни на кого такой миссии возложено не было.

Богоявлением событие Крещения именуется также в виду явления крещаемого Сына, свидетельствующего голоса Отца и являемого в зримом виде Духа Святого. Ввиду засвидетельствования Предтечей Христа - Сыном Божиим, посредством схождения Святого Духа от Отца (в виде голубя) и свидетельствующего гласа Отца: «и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:22).

С вхождением Владыки твари в воды Иордана связано освящение Великой агиазмы – крещенской воды. «Погрузившись в воды, Он связал сильного» . Но ныне в Церкви на праздник Богоявления: Дух Святый сходит на воду, чем освящается «вод естество» - так освящается Великая агиазма. Об этой связи говорит один из тропарей праздника: «Днесь вод освящается естество», где раскрывается изменение водной природы посредством вхождения Владыки Христа в воды Иордана.

Освобождая мир от человеческих грехов, Он освящает весь тварный мир и как символ жизни – воду, делая ее не мертвой, но живой. Мир человеческий от грехов Господь освобождает истреблением грехов Своими страданиями и смертью на кресте, т.е. крестной жертвой. Вхождение Христа в воды Иордана – это образ победы Христа над властителем мира сего, т.е. все, крестившиеся христиане имеют возможность жизнью во Христе побеждать с Ним дьявола и грех.

Господь не сразу вышел из воды, хотя не имел греха, но некоторое время стоял в иорданских водах, как бы воспринимая грехи, которые люди до Него там исповедовали? Нет. Господь сразу вышел из воды, поскольку не имел никакого греха и соответственно нужды задерживаться для исповедования: «тотчас вышел из воды» (Мф. 3:16). Воспринял и уничтожил в Себе Самом грехи всех людей Господь на кресте Своей искупительной жертвой: «видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Ин. 1:29).

В Церкви в праздник Богоявления ежегодно совершается великое чудо. Дух Святый, сходя на воду, делает ее нетленной; она не подвергается порче, остается прозрачной и свежей многие годы, получает благодать целить болезни, отгонять бесов и всякую злую силу, предохранять людей и их жилища от всякой опасности, освящать разные предметы, как для церковного, так и домашнего употребления. Описанная сила крещенской воды безусловна, то есть независима от веры человека? Описанная сила безусловна, т.е. сила Святого Духа освятила воду, но ее непосредственное действие при употреблении зависит от веры человека. Мы знаем случаи, когда освященная вода у кого-то портится, поскольку содержится без благоговения или у неверующего человека, и бывает употребляема не по назначению для сомнительных (языческих, суеверных) нужд. Святая вода должна быть используема полноправным членом Церкви, тогда ее действие, по вере, будет велико.

Материалы приходской Воскресной  школы для взрослых