Подведение итогов 2016/2017 учебного года

Воскресная школа для взрослых завершила череду занятий 2016/2017 учебного года. Программа православного катехизиса планомерно изучается.

Напомним, что она расчитана на несколько учебных лет. 

Пройденный в этом учебном году материал по курсу можно подытожить обзорным ответом на главный вопрос об учениках Христа:

Как обличение Господом фарисеев и книжников связано с благовестием Царства Божия?

Благовестие Царства Небесного – основная цель Христа, с которой Он обращается к народу в беседах, притчах и поучениях. Обличения Господом фарисеев и книжников в контексте этих бесед приводятся для того, чтобы обратить их от буквы Закона к истине, а также дать возможность каждому человеку сравнительным путем понять как стать достойным Царства Божия и какое поведение или образ жизни может увлечь в «страну далече» (Лк. 15:13), тем самым лишив спасения, ибо «каждый грех или страсть есть путь в страну, далекую от Бога…»

Главное, что отвергли фарисеи и книжники – вера в Иисуса Христа – Сына Божия. Отвержение веры в Бога приводит к явному противостоянию истинному учению и благовестию Царства. Бог мешает фарисеям жить так, как они привыкли, мешает учить других так, как они считают правильным, поэтому они восстают против Христа. Их начальственный авторитет очень опасен, ввиду этого, обличения искажающих идею Царства заблуждений необходимы. Уже в Нагорной проповеди сообщается об опасности подражания мнимой праведности книжников и фарисеев, которая лишает человека возможности спастись: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20).

Далее, Христос подчеркивает ответственность всякого человека за спасение своей души, поскольку правда духовной жизни в Духе и Истине: «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы» (Лк. 12:2). Всякая прикрытая ложь открыта очам Божиим, и никакое обрядовое благочестие не имеет цены и достоинства перед Богом, когда оно исполняется под видом лицедейства. Таким образом, Господь обличает грехи, которые ведут в погибель: злоба, неверие и лицемерие, лживость и лукавство, тщеславие и превозношение, неразумие, сребролюбие и корысть, зависть и высокомерие, кичение и гордость. Поэтому обличение фарисеев относится к любому грешнику, покоящему себя внешним благочестием: «берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12:1): «ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства» (Лк. 11:39); «Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16:15). Господь призывает обратиться к своей внутренней жизни и радеть «о суде и любви Божией» (Лк. 11:42), более заняться нравственным долгом милости, справедливости и любви: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 12:7). Истинное внешнее поклонение должно быть следствием правильной внутренней духовной жизни, жизни в любви к Богу и ближнему: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27), здесь Господь напоминает, что Закон дан Богом для духовной пользы человека: «любящий другого исполнил закон» (Рим. 13:8). Например, в притче о блудном сыне Бог показывает, как Своей любовью Он открыл для всех людей возможность прощения и спасения: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее… Ибо нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18: 11;14).

Как преодолеть все эти беды фарисейства учит притча «о мытаре и фарисее» – покаянием и упованием на Бога: «…унижающий себя возвысится» (Лк. 18:13-14), о том же и притча «о званных на вечерю» (Лк. 14: 9–11) - «целомудрие наше разделяется на слово и дело и что как не должно говорить того, что неудобоисполнимо, так не должно делать того, о чем нелепо говорить»[1]. Переменой образа жизни движут вера в Бога, любовь и жертвенность ради Христа, готовность отказаться от своих планов, привычных предпочтений и удобств в пользу Царства Небесного: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк. 13:24). Этот путь труден, не все готовы идти им, поскольку необходимы усилия в борьбе со страстями, усилия жить по правде Божией – но это есть единственно спасительный путь – путь внутренней работы над собой: «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21) и «с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк. 16:16). На этом пути Бог вооружает человека всем, необходимым, и человек должен понять, что все, чем он обладает, нужно использовать для угождения Богу, по примеру притчи «о богаче и Лазаре» (Лк. 16:19-31), «о талантах» (Лк. 19:11-27) или «о милосердном Самарянине» (Лк. 10:29-37).

Материалы приходской Воскресной школы для взрослых