Методика преподавания Закона Божия

Введение

«Первая сознательная мысль о Боге приходит, когда ребенок способен понять, что значит сделать что-нибудь: сложить, слепить, построить, склеить, нарисовать... За каждым предметом есть кто-то, этот предмет сделавший, и ребенку довольно рано делается доступным понятие о Боге как о Творце. Вот в это время возможны первые разговоры о Боге. Можно обращать внимание ребенка на окружающий его мир - букашек, цветы, животных, снежинки, маленького братца или сестрицу - и пробуждать в нем чувство чудесности Божьего творения. А следующая тема о Боге, которая делается доступной детям, - это участие Бога в нашей жизни. Четырех-шестилетние дети любят слушать рассказы, доступные их реалистическому восприятию и их реалистическому воображению, и таких рассказов много в Священном Писании».

Новозаветные рассказы о чудесах производят впечатление на маленьких детей не своей чудесностью - дети мало отличают чудо от не-чуда, - а радостным сочувствием: «Вот человек не видел, ничего не видел, никогда не видел. Ты закрой глаза и вообрази, что ты ничего, ничего не видишь. А Иисус Христос подошел, дотронулся до его глаз, и он вдруг стал видеть... Как ты думаешь, что он увидел? Как это ему показалось?» «А вот плыли люди с Иисусом Христом на лодке, и пошел дождь, поднялся ветер, буря... Было так страшно! А Иисус Христос запретил ветру и волнению воды, и стало вдруг так тихо...»

Можно рассказать, как люди, собравшиеся слушать Иисуса Христа, были голодны, и ничего нельзя было купить, и только один маленький мальчик помог Ему. Таких рассказов очень много. Можно их рассказывать с использованием иллюстраций, мультфильмов, слайдов и т.п.

Методика преподавания Закона Божия.

1. Усвоение детьми фактической и идейной сторон Священных исторических рассказов.
2. Духовно-нравственное воспитание.

Преподавать Священную историю – значит излагать содержащиеся в ней Священно-исторические события (библейские истории). Каждую историю нужно:

• Рассказать.
• Проанализировать содержание.
• Утвердить в памяти, воле и сердце детей.

В соответствие с этим выделяют этапы учебного процесса, связанные с усвоением библейской истории:

1 этап - первоначальное сообщение истории;
2 этап – объяснительно-разговорный;
3 этап – чтение по учебнику или повторный рассказ;
4 этап – повторение библейских событий.

Требования 1 этапа:

- рассказ должен быть описанием явлений в их связи между собой;
- изложение в полном соответствии с Божиим откровением;
- рассказ должен побудить детей переживать библейские события (эмоц. образ, красота…);
- объем и сложность должны соответствовать возрастным особенностям.

В дошкольном - мл. школьном возрасте библейский строй речи упрощается, библейские выражения перелагаются на современный язык. Из библейского повествования исключается то, что не занимательно детям (география, этнография, хронология и т.д.). Места библейских текстов, отличающиеся сжатостью, следует распространить, с целью сделать понятными.

Средний школьный возраст. Изложение более полное и приближено к библейскому тексту.

Старший школьный возраст. Наиболее приближено к библейскому тексту. Строить связи между событиями, которые рассматриваются. Акцент на нравственном смысле и духовной значимости.

Требования 2 этапа. Объяснение в вопросно-ответной форме:

- предлагаются наводящие вопросы по плану;
- необходимо раскрыть нравственное учение, вытекающее из библейского рассказа в виде практического применения в жизни, в виде подтверждения Истины веры, церковных установлений, благочестивых обычаев;
- примеры из жизни детей, их ответы.

Требования 3 этапа. Повтор или чтение.

- предлагаются вопросы, с целью напомнить содержание, возобновить в памяти наиболее значимые места.

Требования 4 этапа. Повторение библейских событий в течение всего учебного курса. Взаимосвязь событий.

Средства обучения:

• Пособия: изображения, в соответствии с возрастными особенностями. Мл. возраст – красочность, объем, образность, эмоциональность.
• Иконы, репродукции икон.
• Географические, исторические карты.
• Видеоряд (слайды, мультфильмы, кинофильмы, фрагменты из фильмов и т.д.).

Методы и формы обучения (в соответствии с возр. особенностями):

• Беседа, рассказ, диалог
• Бумажный или кукольный театр
• Подвижные игры, ролевые игры
• Дикоративно-прикладное творчество

 

/материалы Елисеевских чтений/