Методические основы преподавания катехизиса

Катехизис – наставление в православной христианской вере.

1. Символ веры
2. молитва Господня
3. Божественные заповеди

Основная задача изучения катехизиса в Воскресной школе – применение катехизического учения в жизни детей среднего и старшего возраста. Прослушанное о вере должно быть проговорено в беседе с педагогом через вопросы.

Основной метод – катехизическая беседа, которая состоит из

  • начала (вступление), в нем устанавливается точка зрения на обучаемый предмет, проводится связь с ранее усвоенными понятиями;
  • объяснения, в ходе которого усваиваются необходимые катехизические понятия, разъясняемые следующими способами: объяснениями при помощи картин, описанием, сравнением, примером, речевыми формулировками. В ходе разъяснения устанавливаются данные для общего вывода из всей беседы;
  • заключения, в котором формулируется главная мысль катехизиса, делаются соответствующие нравственные выводы, которыми нужно руководствоваться в жизни. Здесь можно задать домашнее задание: рассказать близким об услышанном.

Методика объяснения молитв

Молитва служит дополнением не только к молитве Господней, но и к Символу веры, заповедям Божиим. Говорить о молитвах следует методом объяснения катехизических истин, с соблюдением некоторых особенностей, обусловленных внешними и внутренними качествами молитв.

Особенности:

- необходимо часто объяснять малопонятные славянские слова и обороты речи.
- сообщить сведения о происхождении молитвы, раскрыть сущность с указанием как, когда, где, при каких обстоятельствах, с каким душевным настроем следует совершать молитву.
- способы, которыми действуя на разум и волю, направлять содержание молитвы преимущественно к сердцу детей. Это – рассказы из Священной истории, из жизни Спасителя и Богородицы, примеры из семейной, общественной и церковной жизни.


Методика объяснения богослужения

Богослужение Православной Церкви имеет существенное сходство со Священной церковной историей.

Методика в начальной школе – аналогична методике объяснения для детей старшего школьного возраста. Здесь речь идет о церковных богослужебных действиях, а именно, как они совершаются и почему установлены.

Методы:

  • Рассказ – объяснительный разговор, в ходе которого каждая часть рассказа объясняется более подробно, с целью усвоения значения и смысла богослужебных действий. В ходе разговора разъясняется буквальный смысл слов и предложений, взятых из церковно-богослужебных книг. Внешняя фактическая сторона дополняется при объяснении пониманием внутреннего таинственного смысла. После - вторичный рассказ учителя или чтение. Затем выводы и обобщения.
  • Беседа, используется чаще в старшем школьном возрасте. Разговор опирается на имеющиеся знания.

Посещение богослужений, участие в Таинствах - воцерковление (таинственные действия) – это средства.