Возрастные особенности духовно-нравственного развития, организация работы с дошкольниками

Дошкольный возраст 5-6 лет

- потребность в познании мира (мировосприятие и мироустройство);
- развитие добра и зла, понимание греха складывается из простого: хорошо-плохо, можно-нельзя;
- зачатки духовных наклонностей, не обладающие сознательной силой;
- формирование религиозных чувств основывается на эмоциях и на определенных знаниях, правильных представлениях о добре и зле;
- религиозное восприятие Бога и духовной жизни очень живо, образно и непосредственно;

Задача воспитания: напитать ребенка впечатлениями, указать на центральное место в жизни веры и церкви.

Методические рекомендации:

- воспитать поведение ребенка в соответствии с идеалами, взятыми из Священного Писания, из жизни святых людей, сказок, художественных произведений;
- основой содержательной линии программ является церковный календарь, совместное проживание детьми и взрослыми основных событий заданного годового круга православных праздников; создание духовно-нравственного уклада детской жизни;
- нецелесообразно преподавать в эти годы систематически Священную историю. Повествования Священного Писания должны рассказываться каждое само по себе, ради того впечатления, которые они могут произвести на душу;
- необходимо организовать различные виды деятельности: игровую, художественно-продуктивную. В деятельности дошкольники легче осознают правила доброй благочестивой жизни, которую им трудно воспринимать обличенной в словесную форму.

Основная форма учебно-воспитательного процесса – учебные занятия, продолжительностью 20-30 минут.

Этапы занятия:

1. закрепление предыдущего материала;
2. изложение нового материала, которое предусматривает:
- чтение небольшого отрывка из Священного писания или литературного произведения, подобранных в соответствии с темой занятия;
- тематические беседы на диалогической основе;
- рассматривание иллюстраций, которые поддерживают обсуждение содержания прочитанного, объяснение основной идеи;
- организация игровой деятельности (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры, которые помогают закреплению темы занятия;
- организация художественно-продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация и т.п.), которым предшествует вступительная беседа, в форме поискового диалога. Поделки и рисунки необходимо изготавливать с нравственным назначением: подарить, украсить, порадовать, организовать выставку, к именинам.
3. подведение итогов занятия.

Примерный краткий план одного занятия на тему «Красота Божиего мира»:
- беседа о красоте мира;
- чтение нравственных стихотворений;
- подвижная игра «Листопад»;
- продуктивная деятельность: работа с осенними листьями на основе опыт-ощущение;
- домашнее задание – рисунок (нравственный момент).


Полезная литература:

- архимандрит Зиновий, Любовь и Петр Гладких, В.М. Меньшиков «Основы православной культуры. Мир – прекрасное творение Божие» - учебно-методическое пособие для педагогов дет. садов, - 2008 год.
- С.Ю. Афанасьева «Основы христианской культуры» - занятия для детей младшего возраста, 1 и 2 годы обучения (5-7 лет)», - Калининград, - 2002 год.
- О.М. Потаковская «Программа нравственного воспитания дошкольников средствами художественно-продуктивной деятельности», - Москва, - 2009 год.